Светлана Николаевна Горбенко
Консультация для воспитателей «Народное декоративно-прикладное искусство. Вытынанка»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из древних видов искусства, о котором на данный момент мало известно, является вытынанка. Внешне вытынанка напоминает вышивку Ришелье. В настоящее время этот вид искусства, некогда забытый, вновь становится популярным. Это название имеет украинские корни, поэтому при переводе происходит "игра гласных звуков". В литературе можно встретить три названия: вытынанка, витынанка и вытинанка – ажурное вырезание из бумаги. На Кубани люди начали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками. Старались наполнить радостью свой дом. Свою хату или светлицу празднично украшали дважды - на Рождество и Пасху, вырезали ангелочков и клеили их на окна или домашний иконостас. Принято было вырезать рушники и украшать ими комнату или окна дома. По вытынанкам можно было определить, кто женился, а у кого родился ребенок - все отражалось в праздничных украшениях на окнах.
Публикация «Консультация для воспитателей „Народное декоративно-прикладное искусство, Вытынанка“» размещена в разделах
- Вытынанки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Продолжая традиции кубанского народа, мы педагоги, знакомим детей с этим видом искусства. Оно развивает образно-творческое мышление, стимулирует желание вносить элементы творчества с учетом имеющихся знаний и умений, развивает воображение, мыслительный процесс, конструктивное решение, умение работать с ножницами, возможность экспериментировать.
Вытынанкой считается и обычная аппликация, когда вырезаются фигурки из цветной бумаги и приклеиваются на основное изделие в своеобразном порядке, образуя замысловатый орнамент.
Следует заметить, что изготовление вытынанок – это творческая работа, красота и оригинальность готового изделия прямо пропорциональны фантазии автора. Однако такой вид рукоделия развивает не только чувство прекрасного, но и усидчивость, коррекцию движений, моторику пальцев и т. д., что для развития детей просто необходимо. Выполнению заданий предшествует рассматривание иллюстраций в книгах, репродукций с картин художников, диафильмов, эстампов, скульптур. Воспитатель в каждом случае должен акцентировать внимание детей на том, как по-разному изображается один и тот же объект, тем самым стимулируя и направляя творческий подход к аппликации.
Самым простым видом вытынанки является обычная… снежинка. Принцип вытынанки – симметричность (либо лучевая либо центральная). Поэтому после выбора понравившегося рисунка, нужно подобрать бумагу, сложить ее один-два раза, нанести узор и вырезать его при помощи канцелярского ножа и маникюрных ножниц. Развернув лист бумаги, вы получите симметричный ажурный рисунок.
Орнамент вытынанок можно делать и комбинированным способом, соединяя вырезание фигур с подклеиванием цветной бумаги с изнаночной стороны
Наиболее сложным для дошкольников приемом создания вытынанки является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.
Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать разнообразное содержание предметного и сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, направляет развитие комбинаторных способностей.
Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта. Формирование этих умений длится довольно долго и является результатом предшествующей работы, направленной на обследование предмета, выделение и запоминание его характерных особенностей, установление взаимосвязи частей по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, что также требует развитого глазомера.
В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. К обучению детей вырезанию вытынанок воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов.
Знакомство с традициями вырезания узоров из бумаги развивает творческие способности детей, художественный вкус и способствует возрождению национальных традиций кубанского народа.