Татьяна Черникова
Конспект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Систематизировать и закрепить знания детей о весне, весенних явлениях природы.
- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, навыки связно – речевых высказываний, подборе определений к заданному слову.
- Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление, физиологическое дыхание, разговорную речь, учить отвечать на вопросы полным ответом.
Публикация «Конспект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста „В гости к Весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Обогащать и активизировать словарный запас за счет имён прилагательных - чудесная, бурная; глаголов - бежит, поет, журчит, звенит, течет, шумит, блестит, спешит, сверкает, перекатывается.
- Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки).
- Воспитывать устойчивый интерес к окружающему миру, уважительное отношение к ответам сверстников.
Предварительная работа: наблюдение сезонных изменений в природе; беседы; разучивание стихотворений, чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости»; чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»; рассматривание картин: А. Саврасов «Грачи прилетели», П. Брюллов «Весна», Б. Кустодиев «Весна», И. Левитан «Ранняя весна. Последний снег».
Оборудование: сугробы; чудо- цветок, слайды по тематике занятия, мнемотаблицы, зеркала, мяч, голубая ткань для ручейка, настольная лампа, колбы со снегом и льдом.
Ход
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Я рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. (Ритуал приветствия)
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
Всем вокруг мы улыбнемся.
Подарите своему соседу справа и слева улыбку, а теперь улыбнёмся друг другу.
Воспитатель: Ребята, я хочу у вас спросить, знаете ли вы какое сейчас время года?
-Правильно, весна. Посмотрите за окном какая сегодня погода? (Дети описывают состояние погоды)
- Зима никак не хочет уходить и уступать место Весне. Посмотрите вокруг, что необычного вы видите в нашей группе? На что это похоже?
Дети: На сугробы.
Воспитатель: Правильно, Зима ещё злится, и намела в нашей группе сугробы. Ребята, вы хотите помочь Весне? А сможете, вдруг вам придётся пройти через сложные испытания?
Ответы детей.
Воспитатель: Но сначала давайте посмотрим, что прячется под снегом? Для этого нам нужно подобрать весенние слова и мы увидим что же произойдёт. ( Называют слова: чудесная, ранняя, дружная, бурная, теплая, солнечная. Близкая, сырая, долгожданная, сухая, нарядная, туманная, холодная, цветущая, яркая)
Воспитатель: Молодцы, весь снег и растаял. Ребята, что вы видите под растаявшими сугробами?
Дети: Цветок.
Воспитатель: Но он не простой, а волшебный чудо – цветок. Он зовёт нас в необычное путешествие. Вы готовы?
Будьте осторожны, ведь Зима может нам помешать, но дружба поможет нам преодолеть все препятствия. Ребята, вспомните в какой сказке цветок помогал девочке Жене перемещаться из одного места в другое?
Правильно, в сказке В. Катаева «Цветик – семицветик» Давайте скажем волшебные слова и отправимся в путь:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Ты помочь Весне вели.
Воспитатель: Мы очутились с вами в лаборатории профессора Любознайкина. (слайд 2)
Посмотрите, сколько разных, необычных предметов, а оказались мы с вами здесь неслучайно, давайте подумаем, какое же испытание придумал для нас профессор Любознайкин чтобы помочь Весне? Как вы думаете, куда она быстрее придё т: на лесную поляну или на речку?
Ответы детей.
Воспитатель:- Давайте проверим кто из вас прав. Для этого нужно провести опыт. Для этого нам понадобятся колбы со снегом и льдом, так как на зимней полянке лежит снег, а на реке – лёд и ещё волшебная настольная лампа.
Воспитатель: Как выдумаете, для чего нам будет нужна настольная лампа?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, наша волшебная настольная лампа будет выполнять роль солнышка.
Дети наблюдают и приходят к выводу, что быстрее растаял снег, поэтому весна придет раньше на полянку чем на реку.
Воспитатель: Мы правильно справились с заданием, но Весне мы пока не помогли. Нам пора отправляться в путь, но для этого нужно отгадать загадку
Воспитатель: Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня!
Издалека по песенке
Узнаете меня.
- Что же это?
Дети: Ручеек
Воспитатель: Давайте попросим наш чудесный цветок перенести нас к ручейку, может быть там, мы найдём Весну.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Ты помочь Весне вели.
-Ребята, мы уже на месте вы чувствуете какой чистый и свежий воздух вокруг, наверное, мы на правильном пути. Давайте вдохнём и ощутим, как пахнут весной : воздух, трава, первые цветы. Упражнение: «Ах, как пахнет!» (сделать глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться – несколько коротких вдохов, длинный выдох со словами «Ах!»)
Воспитатель: Посмотрите, какой широкий ручеёк преграждает нам путь, а по нему плывёт какой – то предмет? Что это такое?
Дети: мяч.
Воспитатель: Как вы думаете, а для чего ручеёк принёс нам мяч?
- Правильно, чтобы поиграть. Послушайте, как он весело зажурчал, значит, мы с вами оказались правы. Давайте поиграем в игру с мячом: «Что делает ручеек?» (подбор слов – действий)
(воспитатель бросает мяч, а ребёнок называя слова бросает его обратно)
Ответы детей : бежит, поет, журчит, звенит, течет, шумит, блестит, спешит, сверкает, перекатывается).
Воспитатель: И с этим испытанием вы успешно справились. Но нам пора в путь, давайте, произнесём наши волшебные слова.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Ты помочь Весне вели.
Воспитатель: Мы оказались с вами в гостях у Мультимедика, и он приготовил для нас задание. (На экране появляются картинки) Как вы думаете, что это за картинки?
Дети: Приметы весны. (Дети называют приметы весны, появившиеся на экране)
- светит солнышко (слайд 3)
- потекли ручьи (слайд 4)
- появились проталины (слайд 5)
- закапали сосульки (слайд 6)
- прилетели птицы (слайд 7)
- на деревьях набухли почки (слайд8)
- расцвели первые цветы (слайд 9)
- зацвели деревья (слайд 10)
Воспитатель: Мультимедик очень доволен, что вы справились с этим заданием правильно. Давайте наш волшебный цветок и Мультимедика познакомим с весной, когда вся природа просыпается. А что в этом нам поможет?
Дети: Таблицы
Воспитатель: Давайте вместе с вами рассмотрим рисунки на таблице и узнаем, что они означают.
Буква «В»- обозначает, что настала весна.
- А что означают другие картинки, как вы думаете?
Дети: Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Буква «У», снежинки – на улице тает снег, и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Воспитатель: Вы всё верно объяснили, а теперь я предлагаю вам составить рассказ о весне по этим картинкам (дети составляют свои рассказы)
Воспитатель: Очень интересные рассказы у вас получились и Мультимедику и цветочку очень понравилось.
Ой, посмотрите на цветке конверт. Давайте посмотрим, что же в нём? (раскрываем конверт) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Кроссворд.
Воспитатель: А что же нам с ним нужно сделать?
Правильно, разгадать.
Кроссворд
1. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник
Смастерим ему. (скворечник)
2. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (ручеек)
3. Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает (подснежник)
4. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)
5. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица. (грач)
с к в о р е ч н и к
р у ч е ё к
п о д с н е ж н и к
с о л н ц е
г р а ч
Воспитатель: Как выдумаете, что может быть чудом, которое поможет Весне?
Дети: Солнце (Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Солнце поднимается выше, поэтому светить ярче и сильнее, согревает землю весной.
Воспитатель: Правильно. А вот солнышко вместе с чудо цветочком хотят с вами поиграть, но его лучики после зимы ещё слабо светят и для того, чтобы солнышко набралось силы, ему нужно помочь. Как вы думаете, что находится в солнечной корзинке?
Дети: Зеркала
Воспитатель: Правильно, солнышко предлагает взять волшебные зеркала и пустить много солнечных зайчиков – это придаст ему сил, и оно будет светить ещё ярче и этим очень поможет весне.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картину,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке.
С нами он играет в прятки.
1, 2, 3, 4, 5
Мы идём его искать.
Воспитатель: Посмотрите, остался последний лепесток, как вы думаете, что мы можем у него попросить? (воспитатель подводит детей к тому, что надо попросить цветок вернуть их в детский сад)
-Ребята, вы справились со всеми испытаниями. Молодцы.
-А где мы сегодня с вами были?
-Кому помогали?
-Почему вам это удалось?
-Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
Ответы детей
Воспитатель: За то, что вы успешно справились со всеми испытаниями, чудо – цветок приготовил вам сюрприз (слайд 11). Он хочет подарить вам на память о нашем путешествии маленькие волшебные цветочки, которые будут вас оберегать от разных бед и он надеется, что с вами обязательно ещё встретится.