МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

Елена Желудкова
Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• учить составлять описательный рассказ, используя модель (схему, отражающую последовательность изложения текста;

• обогащать словарный запас детей : «портрет», «портретист», «автопортрет»;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Необычные художники“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• закреплять умение различать эмоциональные состояния (радость, грусть, испуг, называть, описывать их в различных ситуациях; знакомить детей с фразеологизмами, обозначающими эти состояния;

• создавать условия для формирования предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства (знакомить детей с профессией художника, портретным жанром в живописи);

• воспитывать патриотические чувства, стремление совершать добрые дела и поступки.

Предметно – развивающая среда :

(мероприятие проводится в музыкальном зале) столы, стулья по количеству детей, мультимедийный проектор, проекционный экран, электронное дидактическое пособие (презентация см. Приложение1, «сундучок», зеркало по количеству детей, автопортрет педагога.

Предварительная работа:

• Игровое упражнение «Скажи, какой?» или «Скажи наоборот»;

( например: нос – большой, маленький, курносый, широкий, длинный, прямой;

губы – большие, маленькие, тонкие, пухлые;

брови: густые, прямые, дугой).

• Пантомимические этюды;

• Рассматривание репродукций картин из серии «Мир искусства»;

• Знакомство с творчеством русских художников (беседы, чтение художественной литературы).

Фото «Необычные художники»

Ход мероприятия:

Воспитатель: Дети, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы знаете, как называется наша страна?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, у нашей страны красивое, звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе.

Слайд 2.

Вот так наша страна выглядит на карте. В ней много удивительного: красивая природа, большие города, замечательные люди разных профессий, прославившие ее своим трудом. Какие профессии вы знаете? Кем вы мечтаете стать, когда вырастете?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь послушайте загадку и угадайте профессию человека, с которой я хочу вас познакомить.

Слайд 3.

У него есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть,

И бумаги плотный лист.

А еще – мольберт - треножник,

Потому что он …

Ответы детей.

Слайд 4.

Воспитатель: А почему вы решили, что это загадка про художника?

Ответы детей.

Воспитатель (обобщает ответы детей) : В загадке перечислены предметы, которыми работает художник. Все вместе они называются рабочие инструменты. Художник – это профессия человека. Он рисует, или по - другому – «пишет» картины. Как вы думаете, для чего он это делает?

Ответы детей.

Воспитатель (обобщает ответы детей) : Художник желает нам показать красоту окружающего мира, людей, и даже самых простых вещей и предметов. В своих картинах он будто рассказывает о том, что увидел, запомнил, что его удивило, порадовало или может быть огорчило. Ему хочется, чтобы и другие люди, поглядев на картину, почувствовали то же, что и он.

В России много известных художников. Жили они в разные времена. С одним из них сегодня мы познакомимся поближе.

Слайд 5.

Внимание на экран. Это известный русский художник Валентин Александрович Серов. Его картины знает весь мир. Все художники разные - одни пишут картины про природу (пейзаж, другие любят изображать посуду, цветы, фрукты и овощи (натюрморт). Серов больше всего любил изображать на картинах людей. Называют такие картины «портрет», а художника, который рисует портреты, называют «портретист».

Все вместе повторим эти слова, чтобы запомнить «портрет», «портретист». Посмотрите на эти портреты.

Слайд 6, 7, 8.

Дети рассматривают репродукции «Девочка с персиками», «Мика Морозов» «Портрет Ермоловой».

Слайд 9.

Воспитатель Чем похожи все картины? Чем отличаются? Что можно узнать, глядя на портрет?

(Например - кто изображён, возраст, пол, профессию, настроение и др.).

Ответы детей.

Воспитатель: На портрете могут быть взрослые, дети, мужчины, женщины разного возраста. Если на картине женщина, то портрет называется женский, если мужчина – мужской портрет, а если ребёнок – детский портрет.

Слайд 10.

Воспитатель: Художник Серов даже нарисовал сам себя. Такие картины называются «автопортрет».

Повторить слово всем вместе.

На портретах художники изображают не только лица людей, их позы, одежду, но и настроение. Настроение бывает разным. Зависит оно от того, какие чувства (или эмоции) испытывает человек.

Слайд 11.

Я предлагаю вам игру «Угадай настроение».

Посмотрите на экран и угадайте, какое у человека настроение. Что он чувствует?

Слайд 12 «Радость».

Воспитатель: Что испытывает человек? Почему вы так решили?

Ответы детей.

(Например - глаза прищурены, улыбка на лице).

Воспитатель: Когда вы испытывали радость?

Ответы детей.

Воспитатель: А ещё про радостного человека можно сказать так: «рот до ушей» или «смешинка в рот попала».

Слайд 13 «Грусть».

Воспитатель: Что можно сказать о настроении этого человека? Почему так думаете?

Ответы детей.

(Например - кончики губ опущены, из глаз капают слёзы, брови сдвинуты).

Воспитатель: Про грустного человека говорят такими словами «глаза на мокром месте», «нос повесил». Вам жалко этого человечка? Как его можно развеселить?

Слайд 12 «Страх, испуг».

Воспитатель: Что чувствует этот человек? Как догадались?

Ответы детей.

(Например - широко раскрыты глаза, приоткрыт рот, брови приподняты).

Воспитатель: А вам было страшно? Как сказать по - другому о человеке, который боится?

Ответы детей (трусливый, трусит, испуган, пугается).

Воспитатель: Про испуганного человека говорят «ни жив, ни мёртв», «от страха душа ушла в пятки». А среди вас есть трусишки? А если человек ничего не боится, как о нём можно сказать? Какой он?

Ответы детей

(Смелый, храбрый, отважный).

Физкультминутка (движения выполняются в соответствие с текстом).

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Дети садятся на места.

Воспитатель: Глядя на портрет, можно многое узнать. Художник будто рассказывает нам о человеке с помощью красок, карандашей, кисти, бумаги. А вам так хотелось бы попробовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Но чтобы написать портрет, художнику нужно потратить немало сил и времени: получить профессию (в училище, институте, подготовить рабочие инструменты, представить себе, что нарисовать сначала, что позднее, сделать множество набросков (лёгких, едва заметных линий). Я думаю, что вам не захочется так долго ждать, верно? Как же нам поступить?

Предположения детей.

Воспитатель: Выход есть. Вы станете необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами. Но для этого надо отгадать, что за предмет спрятан в волшебном сундучке! (внести сундучок).

Есть в сундучке моём портрет,

Во всем на вас похожий.

Вы засмеётесь — и в ответ

Он засмеется тоже.

Кто догадался, что за предмет? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель достаёт из сундучка зеркало, читает отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милей,

Всех румяней и белей?

Воспитатель: Кто так разговаривал со своим зеркальцем?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, отгадали предмет, теперь вы – необыкновенные художники! Я научу вас рисовать словами – сначала внимательно рассмотрю себя в зеркале, а потом расскажу вам о своём лице, моём настроении (нарисую автопортрет словами).

Рассказ воспитателя (образец).

А теперь ваша очередь рисовать словами. Помогать в этом вам будет зеркало (поставить на столы по количеству детей) и картинка – подсказка.

Слайд 13.

Воспитатель: Рассказывать по такой картинке – подсказке очень легко: не надо думать с чего начать, о чём дальше рассказывать, чем завершить рассказ. Надо просто не пропустить ни одного окошечка. Попробуем?

Напомнить последовательность рассказа, дать время рассмотреть себя в зеркале.

Воспитатель: И так, необыкновенные художники, кто первым нарисует свой автопортрет словами?

Рассказы 3- 4 детей.

Воспитатель: Ну вот, вы и научились необычно рисовать словами! Молодцы! Я горжусь вами! Замечательно справились!

(Дать индивидуальную оценку каждому ребёнку).

Поиграйте дома в «необычных художников» с близкими: мамой, папой, бабушкой, сестрой. Научите их тоже рисовать словами, вот увидите, им понравится.

Конспект занятия по речевому развитию  для детей старшего дошкольного возраста - фото

Слайд 14.

Дети, будущее нашей страны России во многом зависит от вас, от того, какими вы вырастете, что доброго и полезного сможете для нее сделать. И я надеюсь, что кто – то из вас обязательно станет настоящим знаменитым художником и прославит нашу Родину, наш родной город своими известными картинами. А пока будьте дружными, не ссорьтесь, любите своих друзей, близких, и почаще улыбайтесь.

Я предлагаю вам нарисовать свои автопортреты и подарить друг другу, а я свой уже нарисовала и дарю вам (вручает детям рисунок).

Литературные источники:

1. Ковалёва Г. А. Воспитывая маленького гражданина. М. : Аркти, 2010г.

2. Пронина О. И. Звук. Слово. Речь. Рязань, 2009 г.

3. Савушкина Е. В. Ребёнок, речь, живопись. Рязань, 1999 г.

4. Ушакова О. С. Придумай слово. М. : ТЦ «Сфера», 2010г.

5. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения конспекты занятий. Под ред. О. С. Ушаковой, М. : ТЦ «Сфера», 2001г.

6. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия. Волгоград, «Учитель, 2010г.

Электронные ресурсы:

1. https://ds50.ru

2. https://www.maam.ru

3. https://konspekt.vscolu.ru

4. https://infourok.ru

5. https://dohcolonoc.ru

6. https://doshvozrast.ru

Публикации по теме:

Консультация «Использование онлайн-игр по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста» Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей с ОВЗ посредством использования онлайн-игр. Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Рассказывание на заданную тему» Программные задачи: Обучающие: связная речь - учить составлять короткий рассказ на заданную тему; звуковая культура речи - учить подбирать.

Конспект НОД по речевому и социально-коммуникативному развитию «Семья» для детей старшего дошкольного возраста https://yadi.sk/i/F220IFijmvr75]https://yadi.sk/i/F220IFijmvr75. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская,.

Конспект НОД «Волшебное зазеркалье» по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Используя технологии.

Конспект по речевому развитию с применением технологии «Путешествие по карте» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Конспект «Путешествие по Африке" Цель: Использование технологии «Путешествие по карте» и развивающего игрового пособия Воскобовича «Коврограф.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

Примерный план-конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Цветы» Примерный план – конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Работа педагога по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста В ФГОС ДО сказано, что речевое развитие дошкольника формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой.

Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Песочные художники»Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Песочные художники» Развивающее упражнение с кинетическим песком для воспитанников старшей группы «Песочные художники» Цель: развитие пространственного воображения,.

Занятие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Хлеб, хлеб, хлебушек» Цель: создать условия для формирования у воспитанников бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу. Задачи: • Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 марта 2016 в 09:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Желудкова (УИ 183177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД