Елена Желудкова
Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• учить составлять описательный рассказ, используя модель (схему, отражающую последовательность изложения текста;
• обогащать словарный запас детей : «портрет», «портретист», «автопортрет»;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Необычные художники“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
• закреплять умение различать эмоциональные состояния (радость, грусть, испуг, называть, описывать их в различных ситуациях; знакомить детей с фразеологизмами, обозначающими эти состояния;
• создавать условия для формирования предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства (знакомить детей с профессией художника, портретным жанром в живописи);
• воспитывать патриотические чувства, стремление совершать добрые дела и поступки.
Предметно – развивающая среда :
(мероприятие проводится в музыкальном зале) столы, стулья по количеству детей, мультимедийный проектор, проекционный экран, электронное дидактическое пособие (презентация см. Приложение1, «сундучок», зеркало по количеству детей, автопортрет педагога.
Предварительная работа:
• Игровое упражнение «Скажи, какой?» или «Скажи наоборот»;
( например: нос – большой, маленький, курносый, широкий, длинный, прямой;
губы – большие, маленькие, тонкие, пухлые;
брови: густые, прямые, дугой).
• Пантомимические этюды;
• Рассматривание репродукций картин из серии «Мир искусства»;
• Знакомство с творчеством русских художников (беседы, чтение художественной литературы).
Ход мероприятия:
Воспитатель: Дети, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы знаете, как называется наша страна?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, у нашей страны красивое, звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе.
Слайд 2.
Вот так наша страна выглядит на карте. В ней много удивительного: красивая природа, большие города, замечательные люди разных профессий, прославившие ее своим трудом. Какие профессии вы знаете? Кем вы мечтаете стать, когда вырастете?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь послушайте загадку и угадайте профессию человека, с которой я хочу вас познакомить.
Слайд 3.
У него есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист.
А еще – мольберт - треножник,
Потому что он …
Ответы детей.
Слайд 4.
Воспитатель: А почему вы решили, что это загадка про художника?
Ответы детей.
Воспитатель (обобщает ответы детей) : В загадке перечислены предметы, которыми работает художник. Все вместе они называются рабочие инструменты. Художник – это профессия человека. Он рисует, или по - другому – «пишет» картины. Как вы думаете, для чего он это делает?
Ответы детей.
Воспитатель (обобщает ответы детей) : Художник желает нам показать красоту окружающего мира, людей, и даже самых простых вещей и предметов. В своих картинах он будто рассказывает о том, что увидел, запомнил, что его удивило, порадовало или может быть огорчило. Ему хочется, чтобы и другие люди, поглядев на картину, почувствовали то же, что и он.
В России много известных художников. Жили они в разные времена. С одним из них сегодня мы познакомимся поближе.
Слайд 5.
Внимание на экран. Это известный русский художник Валентин Александрович Серов. Его картины знает весь мир. Все художники разные - одни пишут картины про природу (пейзаж, другие любят изображать посуду, цветы, фрукты и овощи (натюрморт). Серов больше всего любил изображать на картинах людей. Называют такие картины «портрет», а художника, который рисует портреты, называют «портретист».
Все вместе повторим эти слова, чтобы запомнить «портрет», «портретист». Посмотрите на эти портреты.
Слайд 6, 7, 8.
Дети рассматривают репродукции «Девочка с персиками», «Мика Морозов» «Портрет Ермоловой».
Слайд 9.
Воспитатель Чем похожи все картины? Чем отличаются? Что можно узнать, глядя на портрет?
(Например - кто изображён, возраст, пол, профессию, настроение и др.).
Ответы детей.
Воспитатель: На портрете могут быть взрослые, дети, мужчины, женщины разного возраста. Если на картине женщина, то портрет называется женский, если мужчина – мужской портрет, а если ребёнок – детский портрет.
Слайд 10.
Воспитатель: Художник Серов даже нарисовал сам себя. Такие картины называются «автопортрет».
Повторить слово всем вместе.
На портретах художники изображают не только лица людей, их позы, одежду, но и настроение. Настроение бывает разным. Зависит оно от того, какие чувства (или эмоции) испытывает человек.
Слайд 11.
Я предлагаю вам игру «Угадай настроение».
Посмотрите на экран и угадайте, какое у человека настроение. Что он чувствует?
Слайд 12 «Радость».
Воспитатель: Что испытывает человек? Почему вы так решили?
Ответы детей.
(Например - глаза прищурены, улыбка на лице).
Воспитатель: Когда вы испытывали радость?
Ответы детей.
Воспитатель: А ещё про радостного человека можно сказать так: «рот до ушей» или «смешинка в рот попала».
Слайд 13 «Грусть».
Воспитатель: Что можно сказать о настроении этого человека? Почему так думаете?
Ответы детей.
(Например - кончики губ опущены, из глаз капают слёзы, брови сдвинуты).
Воспитатель: Про грустного человека говорят такими словами «глаза на мокром месте», «нос повесил». Вам жалко этого человечка? Как его можно развеселить?
Слайд 12 «Страх, испуг».
Воспитатель: Что чувствует этот человек? Как догадались?
Ответы детей.
(Например - широко раскрыты глаза, приоткрыт рот, брови приподняты).
Воспитатель: А вам было страшно? Как сказать по - другому о человеке, который боится?
Ответы детей (трусливый, трусит, испуган, пугается).
Воспитатель: Про испуганного человека говорят «ни жив, ни мёртв», «от страха душа ушла в пятки». А среди вас есть трусишки? А если человек ничего не боится, как о нём можно сказать? Какой он?
Ответы детей
(Смелый, храбрый, отважный).
Физкультминутка (движения выполняются в соответствие с текстом).
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Дети садятся на места.
Воспитатель: Глядя на портрет, можно многое узнать. Художник будто рассказывает нам о человеке с помощью красок, карандашей, кисти, бумаги. А вам так хотелось бы попробовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Но чтобы написать портрет, художнику нужно потратить немало сил и времени: получить профессию (в училище, институте, подготовить рабочие инструменты, представить себе, что нарисовать сначала, что позднее, сделать множество набросков (лёгких, едва заметных линий). Я думаю, что вам не захочется так долго ждать, верно? Как же нам поступить?
Предположения детей.
Воспитатель: Выход есть. Вы станете необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами. Но для этого надо отгадать, что за предмет спрятан в волшебном сундучке! (внести сундучок).
Есть в сундучке моём портрет,
Во всем на вас похожий.
Вы засмеётесь — и в ответ
Он засмеется тоже.
Кто догадался, что за предмет? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель достаёт из сундучка зеркало, читает отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милей,
Всех румяней и белей?
Воспитатель: Кто так разговаривал со своим зеркальцем?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, отгадали предмет, теперь вы – необыкновенные художники! Я научу вас рисовать словами – сначала внимательно рассмотрю себя в зеркале, а потом расскажу вам о своём лице, моём настроении (нарисую автопортрет словами).
Рассказ воспитателя (образец).
А теперь ваша очередь рисовать словами. Помогать в этом вам будет зеркало (поставить на столы по количеству детей) и картинка – подсказка.
Слайд 13.
Воспитатель: Рассказывать по такой картинке – подсказке очень легко: не надо думать с чего начать, о чём дальше рассказывать, чем завершить рассказ. Надо просто не пропустить ни одного окошечка. Попробуем?
Напомнить последовательность рассказа, дать время рассмотреть себя в зеркале.
Воспитатель: И так, необыкновенные художники, кто первым нарисует свой автопортрет словами?
Рассказы 3- 4 детей.
Воспитатель: Ну вот, вы и научились необычно рисовать словами! Молодцы! Я горжусь вами! Замечательно справились!
(Дать индивидуальную оценку каждому ребёнку).
Поиграйте дома в «необычных художников» с близкими: мамой, папой, бабушкой, сестрой. Научите их тоже рисовать словами, вот увидите, им понравится.
Слайд 14.
Дети, будущее нашей страны России во многом зависит от вас, от того, какими вы вырастете, что доброго и полезного сможете для нее сделать. И я надеюсь, что кто – то из вас обязательно станет настоящим знаменитым художником и прославит нашу Родину, наш родной город своими известными картинами. А пока будьте дружными, не ссорьтесь, любите своих друзей, близких, и почаще улыбайтесь.
Я предлагаю вам нарисовать свои автопортреты и подарить друг другу, а я свой уже нарисовала и дарю вам (вручает детям рисунок).
Литературные источники:
1. Ковалёва Г. А. Воспитывая маленького гражданина. М. : Аркти, 2010г.
2. Пронина О. И. Звук. Слово. Речь. Рязань, 2009 г.
3. Савушкина Е. В. Ребёнок, речь, живопись. Рязань, 1999 г.
4. Ушакова О. С. Придумай слово. М. : ТЦ «Сфера», 2010г.
5. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения конспекты занятий. Под ред. О. С. Ушаковой, М. : ТЦ «Сфера», 2001г.
6. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия. Волгоград, «Учитель, 2010г.
Электронные ресурсы:
1. https://ds50.ru
2. https://www.maam.ru
3. https://konspekt.vscolu.ru
4. https://infourok.ru
5. https://dohcolonoc.ru
6. https://doshvozrast.ru