Ольга Тюкова
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха и восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Консультация для родителей (с презентацией)
«Воспитание фонематического слуха и восприятия».
2слайд
Цель:
Показать родителямзначимость и важность работы с детьми по развитию фонематического слуха и восприятия.
3 слайд
Зада
Публикация «Консультация для родителей „Развитие фонематического слуха и восприятия“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
чи:[/b] 1. Дать понятие фонематический слух и фонематическое восприятие;
2. Выделить основные этапы воспитания фонематического слуха и последовательности работы по усвоению звукового строения слова;
3. Заинтересовать воспитателей в необходимости проводить занятия в игровой форме по развитию фонематических процессов;
4. Показать различные игры и упражнения;
5. Рассказать о методах и приёмах работы при ознакомлении детей со звуковой стороной слова.
План:
1. Показ презентации с консультированием по воспитанию фонематического слуха и восприятия.
2. Знакомство с играми и упражнениями по ознакомлению детей со звучащим словом по возрастам (памятки);
3. Показ наглядности для использования на занятиях по развитию фонематического слуха.
Ход:
1. Показ презентации с консультированием по воспитанию фонематического слуха и внимания.
4 слайд
Работа по развитию фонематического слуха начинается с самого раннего детства.
С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Постепенно ребенок начинает вслушиваться в слова, сопоставляет их звучание, пытается повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т. е. обращать внимание на звуковую сторону слова.
5 слайд
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.
Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребёнок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. В дошкольном периоде ребёнок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав. Знакомство со звуковой стороной слова начинается с прихода их в детский сад.
Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребёнок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.
В дальнейшем ребёнок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение.
Затем работа над звуковой формой слова продолжается и в начальной школе.
6 слайд
Вся эта работа называется: развитие фонематического слуха и восприятия
На современном этапе развития логопедии, рассматривая вопросы формирования фонематических процессов, различают понятия «фонематический слух», и «фонематическое восприятие».
Под фонематическим слухом понимается тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, т. е. это представление ребёнка о звуковом составе слова.
7 слайд
Стадии развития фонематического слуха:
1) Формирование способности различать гласные звуки;
2) Различать согласные звуки.
Н. Х. Швачкин отмечает, что при благополучном речевом развитии, формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями.
Для того, чтобы качественно развился фонематический слух, начиная с младшего возраста, проводится воспитание слухового внимания.
8 слайд
Воспитание слухового внимания можно проводить, используя:
1) Музыкальные инструменты;
2) Игрушки, различные предметы.
Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах знакомит ребёнка со звучанием, например: гармошки, дудочки, барабана, а затем умения найти тот инструмент, который звучал, откуда был слышен звук.
Воспроизведение ритма: хлопки в ладоши, стук об стол карандашом или произнесённых простых слов: мяу, гав-гав (при этом рот закрыт листком бумаги, затем показать игрушку – учит ребёнка внимательно вслушиваться в чужую речь.
9 слайд
Под фонематическим восприятием понимается способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.
10 слайд
Ступени формирования фонематического восприятия:
1) Различение и выделение слов в предложении;
2) Слогов в слове;
3) Звуков в слоге и слове;
4) Овладение умением узнавать звук на фоне слова;
5) Выделять первый и последний звук в слове;
6) Определять последовательность, качество и количество звуков в слове;
7) Определять место звука в слове по отношению к другим звукам в слове.
Исследователь В. К. Орфинская подчёркивает, что формирование первых двух ступеней происходит в процессе естественного развития ребёнка, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку в процессе целенаправленного обучения, на основе качественного сформированных предыдущих ступеней.
11 слайд
Этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый своевременно приходит на помощь и целенаправленно руководит развитием речевой деятельности. Педагог должен уделять серьёзное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: следить за выразительностью интонаций, правильностью ударения, регулирует силу голоса.
12слайд
Детей в начальной школе учат делить слова на слоги, называть каждую часть слова, Составлять слова из слогов, определять последовательное звучание слогов в слове, развивать умение выделять звуки, входящие в состав слога, находить и вычленять ударный слог, самостоятельно преобразовывать слова: лук-лучок-лучище, различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком, находят слова с этим звуком, определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). У них развивается способность к звуковому анализу слова.
Совершенствуют фонематический слух: умение называть слова с определённым звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове.
13 слайд
Процесс обследования звукового состава слова для ребёнка младшего школьного возраста сложен. Но путь должен пройти каждый ребёнок. Развитие фонематического слуха и восприятия у детей в младший школьный период и, прежде всего, ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи.
14слайд
В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку, является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).
15слайд
2. Знакомство с играми и упражнениями по ознакомлению детей со звучащим словом по возрастам (памятки);
Предлагаю вам распечатки с играми и упражнениями со звучащим словом, которые вы можете применить дома, занимаясь с детьми в игровой форме.
3. Показ наглядности учителя-логопеда, которая используется на занятиях по развитию фонематического слуха.