Екатерина Выжанова
Развитие фонематического слуха путем использования игровых приемов
▼ Скачать + Заказать документы
Существует немало литературы, работ различных педагогов, статей по по теме фонетико-фонематическое недоразвитие речи и его коррекции, но это лишь в очередной раз говорит о распространённости этой проблемы и о важности её преодоления.
Иметь развитый фонематический слух, это значит иметь способность различать и узнавать фонемы, которые составляют основу слова. И если фонематический слух не сформирован достаточно, то это приводит к дефектному воспроизведению звуков речи: искаженному (ненормативному) их произнесению, замене одних звуков другими, смешению звуков и - реже - их пропусках. А всё это как следствие мешает успешному обучению чтению и письму.
Публикация «Развитие фонематического слуха путем использования игровых приемов» размещена в разделах
Всем нам прекрасно известно, что ведущая деятельность ребёнка-дошкольника является игра. "Для ребят дошкольного возраста - писала Н. К. Крупская, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания". Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В коррекционной работе необходимо использовать различные виды игр : дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, музыкальные игры. Может возникнуть вопрос: «А каким образом эти игры оказывают влияние на детей с нарушением фонематического слуха?» Ответ такой:
• Развивается слух на этапе неречевых звуков (музыкальные, музыкально-дидактические игры);
• Происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложненных условиях;
• Эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия;
• В играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.
Выбирая для работы ту или иную игру, необходимо помнить о том, что начинать нужно с упражнений, направленных на развитие слухового внимания, затем игры направленные на развитие речевого слуха и уже после этого фонематического слуха. Переход к каждому последующему этапу осуществляется после освоения предыдущего.
В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие.
В настоящее время, является актуальным использование компьютерных технологий во время образовательной деятельности. Практика использования компьютерных технологий в дошкольном учреждении показывает, что значительно увеличивается интерес дошкольников к организованной образовательной деятельности. Один из видов работы, которые я использую на своих занятиях – является презентация. Это своего рода тоже «книга», которая имеет яркие изображения, звуки, динамические картинки. И работа по развитию фонематического слуха, тоже не стала исключением в плане использования ИКТ по данному направлению.
На данный момент считаю необходимым для всех педагогов вести работу по созданию картотеки игр с использованием ИКТ на основе традиционных игр, которые прочно вошли в нашу методику.
Считаю, что занимательные игровые ситуации каждого занятия с использованием ИКТ научат ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.