И К
Эссе «Чтобы ребенок не вырос жестоким»
▼ Скачать + Заказать документы
Больше всего я любила работать с пятиклассниками. На мой взгляд, это самый лучший возраст: дети охотно общаются с учителем, очень откровенны и очень послушны. Учитель для них пока еще авторитет. К тому же у них много фантазии, они инициативны и с удовольствием откликаются на все предложения, начиная от уборки территории и заканчивая импровизированным концертом. Правда, девочки любят ябедничать, но это не беда, есть способы свести на нет эту привычку.
Публикация «Эссе „Чтобы ребенок не вырос жестоким“» размещена в разделах
Однажды прямо на уроке кто-то из моих пятиклашек пожаловался мне, что видел, как их одноклассник издевался над котенком. Я задумалась, как мне на это отреагировать. Вызвать мальчика к доске и заставить покаяться, предварительно всем классом осудив и высказав все, что мы о нем думаем? Нет. Реакция будет совсем не та, что ожидает от него коллектив. Ему, конечно, будет стыдно, -– размышляла я, – но стыдно не за свой проступок, а за позор, который он вынужден будет терпеть. Чем это кончится? Скорее всего, бойкотом и всеобщим презрением со стороны одноклассников и обидой и ненавистью – с его стороны.
У меня в голове сразу промелькнула картинка, как моя мама отучила меня причинять боль другим. В детстве у меня была странная привычка рвать листья с кустов. Просто так, проходя мимо растения, ни о чем не задумываясь, я срывала листья и тут же их выбрасывала. Однажды это случилось при маме, когда мы вместе шли по каким-то делам. Мама, увидев мои действия, неожиданно дернула меня за волосы и вырвала несколько волосинок. Не больно, но чувствительно. Потом она спросила:
– Больно?
– Да, – ответила я.
– Вот так и растениям больно, – сказала мама.
Этого было вполне достаточно, чтобы отучить меня от глупой привычки. Я поняла, что часто ребенок не воспринимает слова, ему нужно прочувствовать то, что испытывают другие люди, животные, растения.
Все это очень быстро промелькнуло в моей голове, и сразу вспомнилась книга Сетона-Томпсона «Рассказы о животных». Она потрясла меня тем, что каждая история рассказывалась не автором, а как бы самим животным: как он рос, как охотники убили его маму, как он выживал, боролся с врагами и искал друзей. А самое главное – что он при этом чувствовал. И тогда я сказала классу:
– Давайте на время отложим наш урок и представим, что каждый из вас –маленький котенок. Придумайте историю, как жил этот котенок, то есть вы, как его любила мама, как он, возможно, потерялся, а потом встретил мальчика. Наверное, он надеялся, что мальчик ему поможет. Что с ним произошло дальше, и что котенок при этом чувствовал. Как он плакал и звал на помощь маму.
Потом я читала эти сочинения, и слезы душили меня. Возможно, дети и тот самый мальчик запомнили свои рассказы на всю жизнь. А главное – они научились сопереживать. Я так думаю.