Мария Варопаева
Эссе «Ребенок с ОВЗ, как субъект социокультурного пространства»
▼ Скачать + Заказать документы
В современной действительности высокую степень научного и практического интереса вызывают вопросы, связанные с исследованием проблемы функционирования людей внутри социального пространства. Это происходит потому, что общество развивается с высокой скоростью и индивиды вынуждены искать собственное «место» внутри подобной достаточно интенсивной динамики. В данном контексте особенно ярко проявляются противоречия, связанные с интеграцией детей с ограниченными возможностями в систему взаимодействия, как межличностного, так и межгруппового при учете социокультурных особенностей конкретного этапа развития цивилизации. Ни одна область знаний не подвергает сомнению тот факт, что дети с отклонениями в развитии являются полноценными субъектами социокультурного пространства и могут в полной мере влиять на его становление, но при этом на практике очень часто не хватает сведений о том, какими чертами обладает ребенок с ОВЗ. Как субъект социокультурного пространства и как именно он интегрируется в него, благодаря собственному потенциалу или влиянию внешних сил. Несмотря на тот факт, что подобный вопрос в какой – то мере достаточно хорошо освещен в теоретических источниках, дополнительный анализ поможет конкретизировать имеющиеся сведения и открыть новые пути развития нормального общения между детьми и в будущем людьми с ОВЗ и населением, развитие которого называют нормативным.
Публикация «Эссе „Ребенок с ОВЗ, как субъект социокультурного пространства“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Таким образом, информативной задачей можно признать поиск ответа на вопрос : «Каковы основные сущностные характеристики ребенка с ОВЗ, как субъекта социокультурного пространства». На мой взгляд, в целях трактовки завяленного вопроса необходимо дать определение понятию «социокультурная адаптация». Его интерпретируют как процесс приспособления индивида к окружению и целенаправленного приспособления индивидом элементов этого окружения к удовлетворению собственных потребностей и запросов; осуществляется с помощью знаний и навыков, полученных в ходе социализации в процессах социального взаимодействия и коммуникации. [1] Также целесообразно отметить, что в термин ограниченные возможности здоровья входит широкий спектр так называемых, физических, психологических, психических отклонений от нормы, поэтому в каждом конкретном случае подход должен быть индивидуален и очень четко продуман.
Исходя из приведенных определений становится понятно, что ребенок с ОВЗ, как субъект социокультурного пространства обладает определенными трудностями развития:
1) удовлетворение потребностей любого ранга ограничено ввиду сложности функционирования организма, физического и психологического;
2) ограниченность получения базового перечня знаний и навыков, необходимых для социализации и проявления собственной индивидуальности;
3) подавление стремления к индивидуальному творческому функционированию лица с ОВЗ во всех типах человеческой активности;
4) более острая необходимость, чем у других детей в полноценном психолого – педагогическом сопровождении всех этапов развития и становления личности ребенка.
Любая характеристика ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляется, прежде всего в семье. Она остается одним из главных средств социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями, способная стимулировать процесс социализации и интеграции ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе позитивного семейного общения обретает поддержку и опору. [1] Другими словами, именно семья наделяет ребенка субъектностью, формирует внутри него позитивную мотивацию к развитию в рамках доступной степени развития. При этом ребенок любого возраста может освоить серьезный пласт культурных ценностей, достижений и получить мощный плацдарм для обратной связи с социальным пространством.
Ребенок с ОВЗ в социокультурном пространстве, как субъект может с существовать только в том случае, если на него направляется всестороннее воздействие. Другими словами, чем раньше у ребенка обнаружат сенсорное, физическое, интеллектуальное или психическое нарушение, тем больше шансов на то, что его усилия и старания членов его семьи не окажутся напрасными. Поэтому социокульутрная интеграция ребёнка с ОВЗ во многом зависит от эффективной организации процесса ранней диагностики различных нарушений. Именно в выделении подобных субъектных характеристик личности ребенка с ОВЗ, как мне кажется, кроется ключ к успеху обеспечения стабильности существования социального пространства в целом.
Мне кажется, что стать полноценным субъектом социокультурного пространства ребенку с ОВЗ мешает чувство одиночества, низкая самооценка и отсутствие должной степени социальных контактов. Дети не получают возможности обсуждать собственные трудности и выстраивать межличностные отношения, в том числе и с противоположным полом, а также со сверстниками и взрослыми. Все это формирует переоценку и недооценку своих собственных сил, способностей, а также общественного положения и роли. Такую ситуацию также поможет решить интеграция ребенка с ОВЗ в социальное пространство с точки зрения получения ими дозированной нагрузки, как образовательной, так и воспитательной.
Я считаю, что как субъект социокультурного пространства ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен обладать определенными уровнем психологической готовности и внутренней мотивации. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет утверждать, что из системы социокультурного пространства не смогут быть вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и др. [4]
Для того чтобы успешно развиваться внутри социокультурного пространства необходимо помочь достигать ребенку с ОВЗ определённого уровня психофизического развития и речевой активности. Необходимо понимать, что объединить в полной мере детей с нормативным развитием и детей этой группы. Даже самый «продвинутый» ребенок с ОВЗ не может иметь такой же уровень темпа усвоения материала, как и другой ребенок. [5] Мне кажется, что в данном случае успешная социокультурная адаптация ребенка с ОВЗ возможна только при правильной организации их образования. Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся функционирующая сеть специализированных учреждений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи. Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обучения ребенка с ОВЗ. В связи с этим сегодня появляются такие феномены, как интегрированное, инклюзивное, комбинированное обучение. [2]
Если говорить о конкретных путях внедрения ребенка в социокультурное пространство, то эффективных средством достижения поставленных целей может стать их приобщение к искусству. Его функции в данном контексте заключаются в том, что:
1) освоение феноменов искусства позволит обеспечить взаимодействие познавательного, социального, субъектного пластов развития;
2) на всех этапах исторического развития человеческого общества, особенно в периоды определения смысложизненных ориентиров, искусство всегда сохраняло особую социально - психологическую роль в трансляции субъектнокультурного наследия, преобразования личности и творческой реализации как субъекта культуры;
3) также искусство в разнообразных формах, начиная с самых ранних периодов развития ребенка входит в его внутренний мир и стимулирует его взаимодействие с социумом, в полной мере, но постепенно расширяя его субъектное проявление в художественном общении и деятельности со взрослыми и сверстниками, элементами предметного мира;
4) освоение различных форм искусства, по моему мнению, нормализует отношения ребенка со всеми членами социального пространства и укрепляет его социальные позиции по отношению к другим людям. В данном синтетическом единстве становится возможной и реализация самого ребенка с ОВЗ. Он уходит от ситуации неуспеха, компенсирует чувство одиночества, повышает собственную самооценку и получает возможность реализоваться в профессиональном плане.
Таким образом, выделение искусства как феномена культуры обусловлено тем, что оно обладает уникальной культурогенной способностью к интеграции всех видов человеческой деятельности (преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной). Особенно значимым это становится по отношению к ребенку с ОВЗ, поскольку искусство создает возможность комплексного воздействия на такого ребенка, развития его наглядно - образного познания мира, приобщения к общечеловеческим ценностям, формирования нравственно гуманистических основ, коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии, социокультурного развития личности такого ребенка.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что ребенок с ОВЗ как субъект социокультурного пространства обладает, прежде всего, правом на внедрение в него и полноценное использование всех предоставленных ресурсов. Социальное пространство должно принимать таких детей, как часть собственного развития и предоставлять им условия для восприятия социокультурных норм.
Список литературы
1. Иовчук, Н. М., Вопросы психического здоровья детей и подростков / Н. М. Иовчук // – М. : Книга по требованию - 2013 - 144 с. ;
2. Муравьев, В. А., Гармония физического развития детей и подростков / В. А. Муравьев // – М. : Дрофа - 2014 - 128 с. ;
3. Павлов, Н. Г., Здоровье детей / Н. Г. Павлов // - М: Феникс. - 2013 – 320 с. ;
4. Рожков, М. И., Особенности воспитания трудного ребенка / М. И. Рожков // М: Владос - 2014 – 240 с. ;
5. Суханова, Л. П., Здоровье новорожденных детей в России / Л. П. Суханова // М. : Реабилитация - 2014 – 320 с.