Оксана Махота
Развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта детской деятельности и последовательную смену этапов деятельности
Развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности.
Социокультурный опыт как «воплощение культуры» (И. Я. Лернер) и «совокупность исторически накопленных деятельностей» включает:
Публикация «Развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности» размещена в разделах
— опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре;
— опыт знаний о мире, природе, обществе, искусстве;
— опыт умения взаимодействовать с миром и культурой;
— опыт творческой деятельности, или творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание.
Рассмотрим подробнее каждый компонент.
Опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре отражается в возникающих у ребенка интересах к деятельности, дифференцированных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости продуктов деятельности.
Опыт знаний о мире, природе, обществе, искусстве складывается из кругозора и эрудиции ребенка.
Опыт умения взаимодействовать с миром и культурой включает две группы умений:
— 1-я группа — умения, которые могут быть обозначены как обобщенные способы деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде деятельности, позволяющие ребенку :
— определять цель и задачи деятельности;
— выбирать адекватные задачам способы действий;
— оценивать полученные результаты деятельности.
— 2-я группа — умения, необходимые для участия в разных видах деятельности : игровой, трудовой, художественной, познавательной др.
Опыт творческой деятельности, или творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание, накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах деятельности; переноса умений в новые условия; решения возникающих нестандартных задач деятельности.
Таким образом, накопление и обогащение социокультурного опыта ребенком обеспечивает его развитие как субъекта детских видов деятельности.