Таисья Сагалакова
Консультация «Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка
Правильно говорят, что свободная деятельность детей - это его самостоятельность.
Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде :
- мотив ;
- действие;
- результат.
А так же видим два вида самостоятельной деятельности детей :
- игровая деятельность : режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами.
Публикация «Консультация „Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка“» размещена в разделах
- продуктивная деятельность : конструирование, изобразительное творчество, ручной труд.
Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. В ней ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.
Благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется настойчивость и усидчивость. Она создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей, так как этот возрастной имеет решающее значение для развития детской психики. С использованием различных изобразительных технологий она является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Например, развитие тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. В подготовительной группе детей двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Такое объяснение дает возможность использовать свободной деятельности детей работу с ручным трудом. Это поделки из разных видов материала, изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т. д.
Например, можно оживить плоский и живой лист, превращая его цветочную композиции. Эта деятельность способна пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, развитие мелкой моторики пальцев. По результатам таких мероприятий можно оценить, насколько развита мелкая моторика и движения пальцев рук у ребёнка. добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей.
Особую роль в свободной деятельности в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация, а также вырезание разных фигурок из ярких картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Интересна и эффективна лепка из пластилина.
Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Наши мамы и папы с удовольствием приходят в группу для совместной продуктивной деятельности в свободное время.
Упражнения по развитию мелкой моторики в свободной деятельности приносят тройную пользу ребенку :
- кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; - формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте ;
- развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Работая над развитием мелкой моторики у детей в свободной деятельности, мы постараемся добиваться определённых результатов. Систематическая работа в данном направлении позволит нам достичь положительных результатов:
- дети станут более внимательны, усидчивы;
- будут больше общаться с воспитателем и сверстниками;
- пополнится словарный запас слов;
- кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость;
- исчезнет скованность движений;
Спасибо за внимание.