Алёха Ольга
Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного развития дошкольников.
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Художественная литература будет способствовать
нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
- грамотный отбор литературных произведений, отражающих
Публикация «Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного развития дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
совокупность нравственных ценностей, доступных восприятию детей в
данный возрастной период;
- внесение элементов художественной литературы в различные виды
детской деятельности.
Процесс формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника
является значительно более сложным по своему составу и зависит от
значительно более широкого круга условий, чем ход усвоения каких-либо
частных умений или знаний. Здесь перед воспитателем ставятся задачи
управлять глубинными процессами становления детской личности, природа и
закономерности, которых пока мало изучены. Для успешного решения этих
задач необходимо усилить научную работу в области нравственного
воспитания детей, организовать углубленные педагогические,
психологические и этические исследования.
В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами
художественной литературы и фольклором. В зависимости от своей
спецификации они оказывают эмоциональное, воспитательное воздействие.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир
человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру
героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений,
дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у
них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу
и доброту, протест против несправедливости.
Под влиянием возвышающего воздействия художественного слова
ребенок приходит к определенным выводам сам. Каждая полноценная в
художественном отношении книга — это кусок жизни, она зовет ребенка из
ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному
опыту.
В старшем дошкольном возрасте, как и на протяжении всего
дошкольного возраста, у детей продолжают складываться этические эталоны образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о
положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях.
Ребенок соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с
обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого
переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного
развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные
представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Ребенок
демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать
конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.