Куроцапова Светлана Владимировна
Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. У детей необходимо формировать такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Публикация «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы, русские люди, тоже не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности.
К сожалению, родители наших воспитанников «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. А мне кажется, что наряду со знанием компьютера и различных компьютерных игр, ребёнку совсем не помешает иметь представление о счёте на камешках, узелках, о русских народных играх, песнях. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Цель:
Духовно-нравственное развитие личности дошкольника через приобщение к русской национальной культуре.
Задачи:
• Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
• Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
• Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные игры.
• Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
Описание опыта:
Народные игры
- удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение. Игра очень важна и для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности. Т. е. народные игры являются мощным средством всестороннего развития ребенка, в том числе и духовно-нравственного.
Большое место в духовно - нравственном воспитании детей я отвожу народным играм, особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку.
Многие русские народные игры начинаются с заклички или сговора, выбора ведущего (считалкой или жеребьевкой).
у и в русской народной игре, как и в любой другой, есть свои правила, которые обязаны соблюдать играющие. По необходимости, в игре мы используем различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.
Условно народные игры можно классифицировать следующим образом:
• игры – забавы;
• состязательные игры;
• пальчиковые игры;
• игры – ловишки;
• бытовые игры;
• сезонно – обрядовые игры;
• игры, отражающие отношение человека к природе;
• хороводные игры.
С раннего детства нам знакомы
игры с пальчиками
. Здесь движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. А мы в своей практике используем эти игры на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду. В раннем возрасте – индивидуально и с малыми группами, с ребятами постарше используем пальчиковые игры как физкультминутку, организационный момент перед началом занятия, часть речевого занятия.
Игры, отражающие
отношение человека к природе
. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры этого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Со своими воспитанниками мы разучили такие русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты.
Змея
«Змея» ходит перед игроками со словами:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходит к одному из игроков:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
– становись за мной!
Идут вдвоём:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходят к другому игроку:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
–Ползи!
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.
С историческим наследием русского народа знакомит раздел –
«Быт русского народа»
, в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это такие игры, как: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись, рыбка», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
Золотые ворота
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Очень любят мои дошкольники
игры-забавы,
которые интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Земля – вода – небо», «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.
«Земля – вода – небо» (русская народная игра)
Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного ответа.
Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен пой мать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебросить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал не то слово, то он отдает свой фант.
Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.
Малечина – калечина
Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т. д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: "Малечина-калечина, сколько часов до вечера?»
Раз, два. десять.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при
состязательных играх
, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В работе с дошкольниками я применяю следующие игры из этого раздела: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем, «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты.
Казалось бы, эти игры в большей степени должны быть интересны мальчикам, но и девочки играют в них с большим удовольствием.
В
играх - ловишках
воспитываются такие психофизические качества как ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К таким играм относятся: «Колдуны», «Хвост и голова», «Горячее место», «Капканы» и другие.
«Колдуны»
Игровой закличкой организуют детей.
Конь ретивый, златогривый
Скачет полем, скачет нивой
Кто того коня поймает,
С нами в колдунов играет.
Когда все желающие собрались, выбирают водящего – «колдуна».
Тара – бара, домой пора
Коров доить – тебе водить.
«Колдун» бегает за игроками и старается коснуться их, кого задели - замирает в той позе, в которой их застукали. Расколдовать их могут другие игроки, дотронувшись до «заколдованных» рукой. Однако колдун следит за игроками и пытается заколдовать тех, кто хочет выручить товарищей. Игра продолжается до тех пор, пока всех не «заколдуют».
Среди народных игр выделяются
хороводные игры
.
Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. Данный вид игр мы используем вместо зарядки, в качестве перехода от одного вида деятельности к другому, а чаще всего на прогулке. Наши любимые хороводные игры: «Колпачок (паучок)», «Где был Иванушка?», «Березка», и другие.
Хороводная игра-закличка.
Весна, весна – красная,
Приди, Весна, ясная,
Приди, весна с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными!
Играя с детьми в русские народные игры, мы добились следующих результатов: у детей возрос интерес к русскому народному творчеству; углубились и уточнились представления детей о Родине – России, возросло чувство гордости за ее достижения. Полученные знания дети начали отражать в различных видах художественно - творческой деятельности. Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами, у них сформировалось умение самостоятельно играть, используя считалки, скороговорки.