Наталия Чеснокова
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Домашние птицы».
Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.
Задачи: продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом,
развивать общую и мелкую моторику рук, пространственное восприятие.
Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние птицы»,
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами –онок-; образование притяжательных прилагательных, закреплять навык деления слов на слоги, развивать логическое внимание, память, мышление;
формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам.
Оборудование: сюжетная картинка «Птичий двор»; фигурки домашних птиц и птенцов; развивающие панно, «Чудесный мешочек», перья (вырезанные из бумаги).
Раздаточный материал: карточки с изображением домашних птиц и их птенцов
простые карандаши
Предварительная работа: беседа, рассматривание картин по теме: «Домашние птицы». Чтение художественной литературы К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Гуси», «Уточки», «Курица и утята», Б. Житков «Храбрый утенок», В Сутеев «Цыпленок и утенок», В Осеева «Добрая хозяюшка», Г. Х. Андерсон «Гадкий утенок». Отгадывание загадки, чтение стихов, потешек, разучивание пальчиковой гимнастики «Пять маленьких утят».
Ход занятия
I Организационный момент
Дети садятся на ковёр.
Логопед : Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой – друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
II. Введение в новую тему
Дети, сегодня мы отправимся в гости, а вот куда вы узнаете, отгадав короткие загадки:
Всех я вовремя бужу, Красные лапки, щиплет за пятки,
Хоть часов не завожу Беги без оглядки
(петух) (гусь)
Съем червя, попью водички, Распускает хвост павлином,
Хлебных крошек поищу, Ходит важным господином
А потом снесу яичко, По земле ногами -стук
Ребятишек угощу Как зовут его…
(курица) (индюк)
На доске вывешиваются сюжетная картинка «Птичий двор».
- Дети, вы молодцы! А сейчас давайте сядем за столы.
- Дети, вы догадались, куда мы с вами отправимся? Ответ на этот вопрос есть на нашей доске (о. д.)
- Правильно! Мы отправимся на птичий двор к домашним птицам, но сначала давайте назовём, кто изображён на картинке.
- Правильно, а сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Волшебный мешочек». Я буду к вам подходить, а вы по очереди доставайте по одной фигурки и скажите, какая у вас домашняя птица.
- Молодцы! Посмотрите перед вами лежат панно. На нём изображены квадраты, которые разделены на четыре равные части. У квадрата есть середина, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол и левый нижний угол. Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете стороны квадрата.
- Дети, поставьте свою птицу на середину квадрата.
- Молодцы! Теперь поставьте птицу на левый нижний угол …
- Вы замечательно справились с заданием.
- А давайте перейдем за другой стол и возьмите с собой своих птиц.
- Дети, смотрите, что это? (о. д.)
- Кто живет на птичьем дворе? (о. д.)
- Почему их так называют? (о. д.)
- Давайте мы сейчас отправим своих птиц на птичий двор.
- Как человек заботится о домашних птицах? (о. д.)
- Чем кормят домашних птиц? (о. д.)
- Какую пользу приносят домашние птицы? (о. д.)
- Какие части тела есть у всех птиц? (о. д.)
- Чем покрыто тело птиц? (о. д.)
- Какие домашние птицы умеют плавать? (о. д.)
- Дети, птица была приручена человеком много лет назад. Из большого разнообразия птиц одомашнить или приручить удалось только несколько видов это куры, утки, гуси, индюки, именно о них мы сегодня и поговорим.
- Дети, птицы как и люди живут семьями.
- Давайте с вами назовем семьи птиц.
Петух, курица, цыпленок – это куриная семья;
Селезень, утка, утенок – это утиная семья;
Гусь, гусыня, гусенок – это гусиная семья;
Индюк, индюшка, индюшонок – это индюшачья семья
Игра «Кто о ком заботится?»
Курица и петух заботятся о цыпленке (о цыплятах).
Селезень и утка заботятся о утенке (о утятах).
Гусыня и гусь заботятся о гусенке (гусятах).
Индюшка и индюк заботятся об индюшонке (индюшатах).
III. Артикуляционная гимнастика (проводится стоя).
- Дети, я хочу вам рассказать одну историю про домашних птиц, а вы слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.
- Произошла эта история на птичьем дворе. Птичий двор был обнесен забором (упр. «Заборчик»). Каждое утро домашние птицы выходили во двор гулять. Первым выходил петух, он просыпался очень рано и всех будил (упр. «Дудочка»). Затем выходили утки, они шли к пруду неторопливым шагом (упр. «Качели»). После выходили гуси, они тоже направлялись к водоему, гордо вытянув шею вперед (упр. «Иголочка»). В пруду утки, и гуси плавали от берега к берегу (упр. «Часики»). Позже всех выходил индюк
Он считал себя самым важным, любил поспорить и иногда ругался (упр. «Индюк»).
Птенцы очень любили гулять во дворе, любимыми их играми были футбол (упр. «Футбол», катание с горки (упр. «Катушка», царь горы (упр. «Грибок», иногда они ссорились и дрались (упр. «Накажем язычок», но потом обязательно мирились (упр. «Улыбка»).
- Молодцы. Вам понравилась эта история?
- Однажды птенцы играли в прятки и так заигрались, что забыли про своих родителей, про то, что им не разрешали далеко уходить со двора. Когда вечером родители вышли во -двор, то там никого не было, они очень забеспокоились и начали искать своих птенцов.
Игра «Кто как разговаривает?»
-Как петух, кричит? Значит, что он делает? (кукарекает).
-Как курица голос подает? Значит, что она делает? (квохчет, кудахчет)
-Как утка голос подает? Значит, что она делает? (крякает)
-Как индюк кричит? Значит, что он делает? (болбочет)
-Как гусь кричит? Значит, что он делает? (гогочет)
- Как кричит цыпленок? Значит, что он делает? (пищит)
IV. Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких утят (сидя за столами).
V. Образование притяжательных прилагательных
- Дети, когда птенцы во дворе играли, они что-то потеряли.
- Посмотрите, что это? (о. д.)
Правильно, это птичье перо.
ИГРА «Кому принадлежит перо?»
- Чье же оно?
- Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)
- Если это перо потеряла курица? (куриное)
- Если это перо потерял гусь? (гусиное)
- Если это перо потеряла утка? (утиное)
- Если это перо потеряла индейка? (индюшачье)
Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»
Логопед раздает всем детям по одному перу
- Дети, давайте подуем на перышко, что бы оно полетело как можно дальше.
- Мы подуем на перышки правильно, вдохнем воздух через нос, не поднимая плеч и не надувая щек, а выдохнем через рот, выдыхаемая воздушная струя плавная, спокойная.
(После упражнения перышки убираются)
VI. Игра «Тучки».
Солнышко с тучками в прятки играло закрыть, открыть глаза
Солнышко тучки -летучки считало:
Серые тучки, черные тучки глазки вправо, глазки влево
Легких -две штучки глаза вверх
Тяжелых – три штучки глаза вниз
Тучки попрощались, и тучек не стало закрыть глаза ладонями
Игра «Четвертый лишний»
Но вечером на птичьем дворе оказались не только домашние птицы, давайте мы с вами отгадаем кто лишний?
Курица, утка, гусыня, ворона
Грач, индюк, селезень, петух
Индюшонок, крольчонок, цыпленок, утенок
Петух, синица, утка, индюк
VII. Итог.
- Дети, скажите, о ком мы сегодня говорили? (о. д.)
- Почему этих птиц называют домашними? (о. д.)
- Как человек заботится о домашних птицах? (о. д.)
- Что интересного мы сегодня делали, и что вам больше всего запомнилось, и понравилось? (о. д.)
Литература
Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет; Москва, «ТЦ Сфера», 2004.
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.
Н. В. Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб: «Детство-Пресс»,2008.
Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет». Москва «Владос» 2002.
Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы». Москва «Айрис -Дидактика» 2008.