Анна Провоторова
Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы детьми 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Темочки:
Планируемые результаты освоения Программы детьми 3-4 лет :
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
3 - 4 года:
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме; обладает соответствующими возрасту основными движениями; воспитана потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной деятельности; показывает интерес к участию в совместных играх и физических
упражнениях; пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время); самостоятельно осуществляет доступные возрасту гигиенические процедуры; самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе
закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
Любознательный, активный
3 - 4 года:
Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами, участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; интересуется собой («Кто я?», сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях; проявляет интерес к животным и растениям, к иособенностям, к
простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях, наблюдениях за живыми объектами; задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, любит
экспериментировать, участвует в обсуждениях; самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, при затруднениях обращается за помощью к взрослому.
Эмоционально отзывчивый
3 - 4 года:
• Заинтересованно слушает знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы;
• эмоционально откликается на содержание произведений художественной литературы, мультфильмов, изобразительного искусства, музыки;
• эмоционально откликается на эмоции близких взрослых, детей;
• передаёт образную выразительность игровых и сказочных образов в рисовании, лепке, аппликации, музыке;
• владеет эмоционально-экспрессивной лексикой, соответствующей возрасту, на уровне понимания и употребления.
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
3 -4 года:
• Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
• способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого;
• обращается к воспитателю по имени и отчеству;
• умеет адекватно использовать невербальные средства общения (мимику, жесты, интонацию, делая свое высказывание понятным для собеседника.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
3 - 4 года:
• Знает элементарные нормы и правила поведения, замечает нарушения правил поведения другими детьми, отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил;
• подчиняет свое поведение заданным взрослым правилам организации индивидуальной и совместной деятельности;
• облюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо, «здравствуйте», «до свидания:, «спокойной ночи:? (в семье, в группе);
• умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
• адекватно реагирует на запрет, может выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту
3 - 4 года:
• Стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям);
• может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками;
• использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты;
• способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
• умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
3 - 4 года:
• Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол;
• имеет первичные гендерные представления (особенности поведения мальчиков или девочек, старших и младших детей);
• называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города (поселка);
• знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель, особенностями их поведения;
• перечисляет названия растений, животных, особенности их внешнего вида, условий существования, поведения.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции 3 -4 года:
• Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
• способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности;
• в случае проблемной ситуации обращается за помощью;
• воспроизводит образцы действий при решении познавательных задач, ориентируется на образцы в познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• в диалоге с педагогом способен услышать, понять и выполнять инструкцию взрослого.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическое развитие»
3 - 4 года:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
• легко и быстро засыпает, спокойно спит, с аппетитом ест;
• редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
• владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, причёсываться, следит за своим внешним видом;
• охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
• имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;
• владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;
• умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
• умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
• знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
• соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) :
• энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;
• проявляет ловкость в челночном беге;
• умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями) :
• сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
• может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
• умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;
• может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
• принимает участие в совместных играх и физических упражнениях;
• проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
• проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности;
• проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования;
• проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
3-4 года
Развитие игровой деятельности:
• может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя;
• умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей;
• способен придерживаться игровых правил в дидактических играх;
• разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок;
• имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, принимает участие в беседах о театре.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
• умеет общаться спокойно, без крика;
• здоровается, прощается, благодарит за помощь;
• делится с товарищем игрушками.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
• имеет первичные гендерные представления: мальчики сильные, смелые, девочки нежные, слабые;
• знает название города, в котором живёт.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает элементарные правила поведения в детском саду и дома.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства: имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
• понимает, что необходимо соблюдать порядок и чистоту;
• имеет представление об опасности (не подходит близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке и т. д.).
Развитие трудовой деятельности:
• самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;
• самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т. п.).
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам :
• способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т. д. ;
• испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
• проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
• знает, кем работают близкие люди.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Познавательное развитие»
3- 4 года
Сенсорное развитие:
• различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий и т. п.);
• группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
• получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
• знает, называет и правильно использует детали строительного материала;
• пользуется простыми способами конструирования, конструирует по образцу, по заданию взрослого, владеет способами построения замысла;
• выполняет действия замещения недостающих строительных деталей другими.
Формирование элементарных математических представлений:
• различает и называет понятия много, один, по одному, ни одного, может определить равенство-неравенство групп предметов;
• сравнивает предметы контрастных размеров по величине (длине, ширине, высоте);
• владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве;
• использует элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
• имеет представления о предметах ближайшего окружения, их функциональном назначении;
• группирует и классифицирует предметы, выделяя признаки предметов (цвет, форма, материал);
• называет названия растений, животных, особенности их внешнего вида, условий существования, поведения;
• способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие»
3- 4 года
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми :
• использует речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками;
• способен отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения;
• активно использует вербальные и невербальные средства в общении со взрослыми и сверстниками.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
• понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия;
• использует в речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;
• владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
• способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
• пользуется элементарными формулами (вербальными и невербальными) речевого этикета
• способен участвовать в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:
• способен адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей;
• способен устанавливать легко осознаваемые причинные связи в сюжете;
• в понимании содержания литературного произведения опирается на личный опыт.
Развитие литературной речи:
• с помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок;
• способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить;
• способен импровизировать на основе литературных произведений.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
• проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
3 - 4 года
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
• проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества;
• меет находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называет их;
• умеет лепить из соленого теста, глины, пластилина; раскатывать, скатывать, сплющивать, отрывать, прищипывать материал, соединять готовые части;
• умеет располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и растительные формы для украшения, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму.
Развитие детского творчества:
• самостоятельно выбирает цвет материала, фон и размер листа бумаги, способ рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями);
• создает выразительные образы с помощью интеграции рисования, лепки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения.
Приобщение к изобразительному искусству:
• эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства;
• эмоционально реагирует на произведения книжной графики (Е. Чарушин, Ю. Васнецов).
Развитие музыкально-художественной деятельности:
• слушает музыкальное произведение до конца;
• различает звуки по высоте (в пределах октавы;
• замечает изменения в звучании (тихо-громко);
• поет, не отставая и не опережая других, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);
• допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля»;
• сочиняет весёлые и грустные мелодии по образцу;
• умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать
• попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).;
• выполняет движения, передающие характер изображаемых животных;
• различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, музыкальный молоточек и др.).
Приобщение к музыкальному искусству:
знаёт знакомые песни, пьесы, чувствует характер музыки, эмоционально на неё реагирует.