Рябошапко Наталья
Цель и задачи экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи экологического воспитания дошкольников
Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» – дом; «логос» – знание, наука) был введен в 1866 году известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия эколо-гия, но все они сводятся к тому, что экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и приро-дой.
Экология все чаще рассматривается как интегрированная наука, объ-единяющая в своем содержании естественные, гуманитарные и технические области знания. Становление экологической культуры личности в процессе экологического образования при таком подходе может сложиться лишь в том случае, если продумана стратегия интеграции знания в образовании.
В трудах Н. К. Крупской, Е. И. Тихеевой, Э. И. Зелкинд, С. А. Вере-тенниковой, Д. В. Сергеевой, В. Г. Нечаевой, С. Н. Николаевой, Л. С. Игнат-киной, Т. В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего разви-тия личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.
Формулировка цели и задач экологического образования младших дошкольников во многом определяет и его содержание. Воронкевич О. А предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нрав-ственно-эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответ-ственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».
Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образо-вания касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формировании умений по разрешению экологиче-ских проблем); воспитания (ценностных ориентаций, мотивов, потребно-стей, установки на активную деятельность по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).
Существенный вклад в решение проблемы экологического воспита-ния дошкольников на современном этапе внесли такие исследователи, как: Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. Ю. Тютюник, А. М. Федотова И. А. Хайдурова и другие. В их работах раскрываются цели и задачи, сущность и содержание экологического воспитания, основные ме-тоды и формы работы с детьми дошкольного возраста.
Главная направленность этих исследований – отбор и систематиза-ция экологически значимого содержания знаний о природе для детей до-школьного возраста. В исследованиях, посвященных живой природе, в ка-честве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. А. М. Федотовой установлено, что дошколь-никам легче усваивать обобщенные представления о группах неродствен-ных животных, проживающих на одной территории и имеющих морфо-функциональное сходство, чем понятия о систематических единицах. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении до-школьников с природой.
Цель самого экологического воспитания дошкольников по их мне-нию как воспитание начал экологической культуры. Становление первона-чальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружаю-щих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первона-чальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания является формирова-ние понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами при-роды, их частями, основными свойствами, наглядными способами функци-онирования в совершенно определенных условиях – это и есть формиро-вание первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаи-модействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки диффе-ренцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.
Задача педагога – заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни, вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по- хозяйски распоряжаться её богатствами.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуаль-ном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосре-дотачивается на сенсорном развитии детей.
Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологиче-ском воспитании младших дошкольников являются неоднократно повто-ряющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и прак-тическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает ру-ками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое – дви-жения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено сло-вом.
Таким образом, основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологическо-го сознания и экологической культуры.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
-образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
-воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового обра-за жизни;
-развивающих – развитие системы интеллектуальных и практиче-ских умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды
Формирование экологического сознания осуществляется путем ре-шения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
Задачи экологического воспитания.
1. Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостно-сти живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
2. Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
3. Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
4. Развивать художественные способности, эстетические чувства; уме-ние замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
5. Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать сло-варный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие прин-ципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация [1 ].
Принцип научности определяет содержание экологического воспита-ния и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды оби-тания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.
Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивиду-альных особенностей и потребностей детей, определить содержание эколо-гического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманиза-ции дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определе-нию индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.
Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями де-тей и необходимостью использования ближайшего природного и социо-культурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспита-ния. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представ-лений о растениях, животных дошкольники могут знакомиться с обитате-лями других регионов при помощи наглядных пособий.
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимо-стью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различ-ных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.
Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольно-го компонента экологического воспитания содержанием из разных обла-стей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интегра-ции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
В настоящее время принцип интеграции все более активно реализу-ется в дошкольном экологическом образовании. До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из раз-ных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формиру-ется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимо-связано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело к активному поиску межпредметных связей, исполь-зованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей до-школьного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, поз-воляющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоя-тельного творчества и игровой деятельности, интегрированные занятия.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.
Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окру-жающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных спо-собностей.
Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного под-хода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, вни-мания, мышления, речи и памяти.
Интеграция в современном обществе объясняет необходимость инте-грации в образовании. За счет усиления межпредметных связей высво-бождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.