Васильева Оксана
Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте «Буква Ц, звук [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук [ц]. Буквы Ц,ц.
Задачи: учить распознавать звук [ц] и соответствующую букву, писать буквы Ц, ц; познакомить с особенностями звука [ц] как всегда твердого согласного звука; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.
Публикация «Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте „Буква Ц, звук [Ц]“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
Формируемые УУД: распознавать звук [ц] и соответствующую букву; правильно писать буквы Ц, ц; характеризовать звук [ц] как всегда твердый согласный звук; читать слова с буквой ц; строить доказательные и полные ответы на вопросы учителя; применять знания, полученные на предыдущих уроках, при изучении новой темы.
Ход урока
1. - Ребята! У нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть на вас, какие вы стали большие, как вы учитесь. Повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними. Присаживайтесь.
Я начну урок с загадки : Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдёт. То внезапно возвратится. Грусть тоска ее боится (Улыбка).
Если человек доволен собой, то он радуется и улыбается. Улыбка и здоровье – это два неразрывных понятия, в них скрывается ключ к счастью. И сегодня наш урок будет посвящен не только письму, но и нашему здоровью. Как же улыбка влияет на здоровье человека? Улыбка приносит человеку:
• удовольствие;
• успех;
• жизнерадостность;
• зарядку для мышц.
Она его украшает и продлевает жизнь. Дети в день могут улыбаться до 400 раз. Взрослые же делают это намного реже, в среднем – 20.
Подарите улыбку своему соседу. Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.
-Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи!
- На уроке чтения мы с вами прослушали сказку про букву Ц.
2. Сказка про букву Ц – это сказка о том, что бывает, когда кто-то ведет себя недостаточно правильно, недостаточно мудро.
Сказка про букву Ц
Автор: Ирис Ревю
Жила-была буква Ц. Она имела цветущий вид. Была по натуре цепкой и целеустремленной. Буква Ц много путешествовала по свету. И очень хотела побывать в Цветочном царстве. Она знала, что цветов в нем видимо-невидимо.
Всё в Цветочном царстве было необычным. Цветы большие и маленькие, всевозможных красок и оттенков, чудесные и фантастические, никогда не ругались, а лишь мило улыбались друг другу.
И вот в этом самом царстве однажды случилась такая история. Роза больно уколола цветок, названия которого она не помнила. А звали этот цветок Незабудка. Роза посчитала, что Незабудка отнимала у нее слишком много солнца. И к тому же Роза рассчитывала, что цветок быстро забудет про укол. Но Незабудка не забыла. И страшно обиделась.
В Цветочном царстве начался разлад. Кто-то защищал красавицу Розу, кто-то безобидную Незабудку. И никто не занимался восстановлением мира.
Цветы гневно поглядывали друг на друга. Они кидались друг в друга ароматами. И не шли на мировую.
И тогда целебный цветок Горицвет решил, что восстановить мир в Цветочном царстве сможет только буква Ц, самая цивилизованная буква Алфавита. Горицвет попросил, чтобы солнышко, которое знало всех и вся, поторопило с приездом букву Ц. Она была очень нужна в Цветочном царстве.
Буква Ц немедленно отправилась в путь. Она очень ценила мир и дружбу.
Все цветы относились к букве Ц с большим уважением. По приезду буквы Ц мир в Цветочном царстве был восстановлен. Роза мило улыбалась Незабудке, а Незабудка дружески подмигивала Розе.
Горицвет от души поблагодарил букву Ц и сказал, что она самая мудрая буква Алфавита!
- Ребята, о чем была эта сказка?
- А что же сказал Горицвет? Какая она, буква Ц?
- Почему буква Ц самая мудрая буква Алфавита?
- Какой вывод мы можем сделать из этой сказки?
3. Какова же тема нашего урока сегодня? (Ответы детей)
(Слайд 1)
4. Давайте поставим перед собой цели. Чему мы должны научиться на уроке?
- Познакомиться…. с написанием буквы Ц.
- Повторить какой звук…. она обозначает.
- Научиться писать… эту букву, слова и слоги с этой буквой.
(Слайд 2)
5. Работа со словами.
На инт. доске вывести слова, в некоторых из которых содержится буква Ц.
(Слайд 3)
6. - Ребята, давайте назовем слова, в которых содержится буква Ц.
Рассмотрите образец строчной буквы Ц. Буква Ц состоит из трех элементов. (Слайд 4).
Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.
– Перечислите элементы письменной строчной буквы ц. В состав, каких букв входят эти элементы?
-Обводим в воздухе под счёт букву ц. (Раз – и- два –и – три -и)
-А сейчас сели все правильно – держать осанку (позвоночник) ровно, важное правило для сохранения своего здоровья.
-Для чего мы это выполняем каждый день? (это помогает правильной работе опорно-двигательного аппарата и делает фигуру человека красивой) (Демонстрируется правильная посадка при письме, дети говорят хором).
Обведите теперь буквы ц в прописи, и пропишите до конца строки. (прописываем 1-2 стр.).
7. Слоги.
Вывести на доску слоги: цо, цу, ци, це, ца. (Слайд 5 -картинки к каждому слогу)
Читаем вместе слоги. Находим их в прописи (цо, цу).
- Какое соединение у слога цо? Цу?
На следующей строке необходимо прописать слоги: ци, це, ца. Обсудить соединение.
Физминутка
(Встали на правую ногу, левую ногу согнули, руки на поясе)
Ох, и трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться. (Тоже самое на левой ноге).
7. Работа с головоломкой.
На доске заранее напечатан текст.
Найдите птицу между строк
Зарница пляшет в той дали,
Куда уходят корабли. (цапля).
Вызвать к доске, подчеркнуть найденное слово.
Вывесить на доску картинку с изображением цапли.
8. - Ребята давайте с вами выполним звуковой анализ слова ЦАПЛЯ.
(Ц – проговариваем вместе (согласный, твердый, глухой, остальные буквы самостоятельно. Делим на слоги, ставим ударение.
Работа в прописи.
Находим слово ЦАПЛЯ в ТПО. Обводим, прописываем.
- Ребята, кому нужна помощь? Поднимите руку.
9. -Молодцы ребята, а вы можете придумать предложение так что бы оно начиналось со слова ЦАПЛЯ (возможны разные варианты)
-Какой первый звук в первом слове?
- Какой буквой мы обозначим этот звук?
-Можем ли мы написать это предложение? (Нет.)
-Почему? (Мы не можем написать так, как еще не знаем, как пишется заглавная буква Ц.)
-А зачем нам необходимы заглавные буквы? (чтобы писать имена, фамилии, отчества людей, клички животных, начало предложений)
-Правильно. Так чему же каждый из вас должен научиться сейчас на нашем уроке? (писать правильно заглавную букву Ц и слова с этой буквой).
-Правильно. Приступим к работе.
- Ребята, рассмотрите образец строчной буквы ц. (Слайд 6).
Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Заглавную букву Ц начинаем писать чуть ниже середины широкой строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведём вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)
-письмо буквы по образцу (прописываем 1-2 строчки стр. 51) ,самооценка собственной деятельности на уроке (подчеркнуть букву, которая получилась лучше всего).
10. Составляем предложение и записываем его на пустой строке.
Составляем схему предложения.
- Ребята, а если слово ЦАПЛЯ будет находиться в середине или в конце предложения, оно будет писаться с заглавной буквы?
11. - А вы знаете, что за это птица? Видели когда - нибудь? (Слайд 7)
(рассказ о цапле (из Азбуки)
Цапля – болотная птица, обитающая повсеместно. Стоя на одной ноге посреди болота, они дожидаются, пока мимо проплывёт лягушка или рыба. Чтобы дождаться добычу, приходится много времени проводить в холодной воде, поэтому они стоят только на одной ноге, согревая вторую. Именно благодаря этой позе, птичка стала хорошо узнаваемой. Более того, её часто используют в качестве нарицательного имени. Например, «застыл, как цапля». Это ещё не все интересные факты о цапле.
У цапель нет разделения на перелётные виды и оседлые. В зависимости от наличия пищи и климата птицы, независимо от вида, решают, улетать им или остаться на весь год. Несмотря на внешнее сходство, они находятся в очень отдалённом родстве с аистами. Гораздо ближе к ним кваква и выпь. Примечательно, но эти пернатые хоть и считаются околоводными жителями, не всегда селятся вблизи водоёмов. Их можно встретить на влажных, заливных лугах и в тростниковых зарослях.
• Цапля всегда глотает рыбу головой вперёд. Таким образом, она предохраняет глотку от ран.
- Давайте найдем предложения со словом ЦАПЛЯ в прописи.
Работа в прописи.
Прописываем 4-5 строку.
Физкультминутка
Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке.
А ещё кружился смело,
Лапками махал умело.
Он спешил к себе домой
К милой мамочке родной.
12. - А теперь, ребята, отгадайте загадку.
По лесам, садам летаю,
Мушек, мошек собираю
И личинок, и жучков
Короедов, червячков,
А зимою на дорожке
Собираю часто крошки.
Я весёленькая птица
И зовут меня … (Синица)
- Что вам известно об этой птице?
Рассказ о синице (информация из Азбуки.)
- Синицы отличаются подвижностью и ярким оперением. Как только наступает весна эти птицы повсюду напоминают о себе звонким пением.
- Итак, перед сейчас я вам расскажу самые интересные факты о синицах.
Интересные факты о синицах.
1. Многие думают, что свое название птица получила вследствие синего окраса перьев. Однако синее оперение почти не характерно для синиц. В действительности, их стали так называть в связи со звуками, которые они издают. Если прислушаться, то можно расслышать нечто похожее на «си-синь-си». (слайд 8 – пение синицы)
2. Сегодня насчитывается 26 видов синиц, при этом на территории России чаще всего встречается так называемая «большая синица»
3. Синицы отличаются доверчивостью, поэтому человек может подманить их к себе и накормить крошками хлеба.
4. Синицы могут развивать достаточно большую скорость. Стоит заметить, что в полете они достаточно редко машут своими крыльями.
5. На зиму синицы не улетают на юг, а вместо этого переселяются из лесов в населенные пункты.
6. Интересен факт, что употребление черного хлеба наносит здоровью птиц большой вред.
7. В летнюю пору средняя синица может съесть за сутки до 400 гусениц! Про пользу!
8. За день синица обычно съедает количество пищи равноценное ее весу.
13. Работа в прописи.
- А теперь найдите предложение в прописи на стр. со словами: ЦАПЛЯ, СИНИЦА. Обведите это предложение.
Составить звуковой анализ слова СИНИЦА самостоятельно, в прописи.
- Ребята давайте с вами составим и запишем предложение, в котором содержится слово СИНИЦА.
На доске написать предложение, перепутав слова.
- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Можно ли назвать написанное предложением? (нет.). Слова напечатаны на карточках.
- А почему? (ответы детей).
- - Ребята давайте с вами составим и запишем предложение, которое будет начинаться со слова СИНИЦА.
Пример. (Синица – бойкая, умная птица.)
Прописываем в прописи, на пустой строчке.
- Молодцы, ребята.
- На странице 51 прописи у нас есть интересное задание. Нужно распределить по группам нарисованных животных. Одних в группу зверей, других – птицы. Посмотрите внимательно на картинки. Назовите, кто изображен на них. (курица, утка, еж, лисица). Проговорить кого и в какую группу отнести.
- молодцы!
Если останется время! Про цветы (с. 50). Вывести на доску слово цветы, перепутав буквы. Угадать слово. Найти его в прописи (обвести, написать самостоятельно). Составить предложение с этим словом.
14. Расскажите все, что вы узнали о звуке [ц].
Мы научились писать букву … Ц
Назовите слова с буквой Ц.
Оцените свою работу на уроке.
Что сегодня было на уроке самым интересным?
Что понравилось?
Что вы узнали о цаплях?
Что вы узнали о синицах?