валентина зарипова
Речь и речевое общение с детьми младшего возраста с помощью пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Формирование речевых умений детей 2 - 3 летнего возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.
Публикация «Речь и речевое общение с детьми младшего возраста с помощью пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родные обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с ребенком при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал:
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением -выбрав тему
«Речь и речевое общение с детьми младшего возраста через пальчиковые игры».
Изучила опыт работ Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»,
Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»,
С. О. Урмаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.
Возраст моих воспитанников не превышает 2-х лет. Большинство из поступающих детей не владеют тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие движения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены
На начало года выстроила систему работы в данном направлении, наметив главную цель:
Формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
--- В начале учебного года был разработан перспективный план пальчиковых игр, с интеграцией в другие виды деятельности.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Для развития мелкой моторики рук активно использую игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами и крупой, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, тем самым активизируя словарь.
Использование пальчиковых игр к концу учебного года позволило развить координацию движений, пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Диагностика по развитию речи за период 2011-2012, 2012-2013 гг. показала положительную динамику.
Речевая активность детей повысилась на 2,5% .
К работе по развитию моторики подключаю родителей, используя разные формы работы.
Индивидуальные беседы.
Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
Рекомендации родителям определяю в виде памяток, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
Консультации “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”, “Пальчиковая гимнастика”.
Практикум для родителей по теме: “Слово на ладошке”. (после которого родители пополнили наш фотоальбом «Занимаемся дома»)
Изготовила книжку – раздвижку “Пальчиковые игры”, которые обновляю по мере разучивания.
Выпустила памятку для родителей “Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников”.