Абдулова Татьяна Викторовна
Буклет «Игры на развитие речи детей 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Все возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была полноценной.
Публикация «Буклет „Игры на развитие речи детей 3 лет“» размещена в разделах
- Буклеты для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Чего надо избегать родителям?
Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Не заучивать слишком трудные для произносительных возможностей ребенка стихотворений. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Как помочь ребенку овладеть чистой речью?
Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Знакомить детей со звуками речи следует в игровой форме (с - песенка водички, з - песенка комара, ж - жужжит жук, ш - песенка ветра, р -мотор самолета)
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами (язычком); жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка (ду-ду-ду, маленький колокольчик (дзинь-дзинь, большой колокол (дон-дон-дон). Такие игры не только развивают правильное звукопроизношение, но, что очень важно, предупреждают возникновение речевой патологии.
Необходимо развивать у детей слуховое внимание, речевое дыхание, голос.
Поиграйте с детьми дома:
Дудочки и свистульки.
Выбирайте свистульки, которые нравятся ребёнку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. Дудочка усложняет задачу и одновременно с этим делает её более интересной и занимательной.
Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием,
позволяет получать разные звуки.
Мыльные пузыри.
Повторяй за мной.
Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат.
Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог.
Прибежала детвора—ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей—лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад—
пад-пад-пад,
пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай—
чай-чай-чай,
чай-чай-чай.
Голоса животных.
Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.
Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.
Угадай животное.
Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.
Это игра для дружной компании. Картинки с изображением животных переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.
Повтори за мной
Предложите ребё нку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится.
Яблоко или груша?
Способствует развитию речи, внимания.
Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груша—это овощи?
Ложка и тарелка—это посуда?
Ромашка и одуванчик—это деревья?
У меня зазвонил телефон.
Способствует развитию речи,
пополнению словарного запаса.
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.
По очереди изображайте звонок телефона.
Поговорите с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы.
Меняйтесь ролями.
Разговаривайте от имени
животных, игрушек.
Чем заняться?
Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц)
Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать);
что делает дворник (убирает, подметает)
Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные
времена, числа, лица.
Загадалки
Способствует развитию речи, воображения.
Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется. Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.
Например, высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду. (стакан).
Потом поменяйтесь ролями.
Больше слов.
Способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова.
Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой-нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он—длинноухий, у папы глаза серые, значит, он—сероглазый.
Скороговорки.
Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять. Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте её интонацией. Главное—не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пусть закончит её. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.
Течёт речка, печёт печка.
У ежа—ежата, у ужа—ужата.
У редьки и репки корни крепки.
На дворе трава, на траве дрова.
Щиплет девочкам мороз ножки,
ручки, ушки, нос.
Кто что ест?
Способствует развитию речи, знакомит с основами формирования имен существительных.
Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные – папа, животные - мама и их детки. Например, если папа – слон, то мама – слониха, а их ребенок – слоненок и т. д.
Следите за Вашей речью.
Она показатель того,
что Вас наполняет!
МБДОУ №150 – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением физическая культура
Разработала
Горланова Т. В.
Г. Тула 2015г.