Папки-передвижки

Конспект беседы «Головные уборы чеченцев»

Юсупова Асият
Конспект беседы «Головные уборы чеченцев»
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа : «Головные уборы чеченцев»

Цель: познакомить с головными уборами чеченцев, с

обычаями и традициями чеченского народа; воспитывать

уважительное отношение к своей традиции.

Материалы: иллюстрации с изображением головных уборов чеченцев.

Публикация «Конспект беседы „Головные уборы чеченцев“» размещена в разделах

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня мы поговорим с вами о головных уборах чеченцев. Головной убор во все времена являлся неотъемлемым атрибутом костюма чеченских мужчин и женщин.

Мужской головной убор

В частности, папаха всегда была для мужчин чеченцев символом достоинства. Об этом свидетельствуют бытующие среди вайнахов пословицы и поговорки: «Мужчина должен беречь две вещи - папаху и имя»; «Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем»; «Шапку носят не для тепла, а для чести»; «Не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи».

Хочется особо отметить, что для вайнаха не было подарка значимее, чем папаха. Согласно этнографическим материалам, вайнахи носили шапки следующих типов: кхакхан куй - меховая шапка, холхазан куй - каракулевая шапка, жа1уьнан куй - пастушья шапка.

«Материалом для изготовления папах, – служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи папахи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью». Такие папахи были теплее, лучше защищали от осадков. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

В Чечне до сих пор весьма популярен мужской головной убор типа тюбетейки (пиэс, сшитый из ткани и украшенный кисточкой (молла, к1ужал).

Женский головной убор

С точки зрения нормативной этики платок, его наличие или отсутствия является показателем стойкости женщины, ее нравственной чистоты. Необходимо знать, что платок - это фактор нравственного равновесия общества, фактор гармонизации взаимоотношений между женщинами и мужчинами даже старшим и младшим поколениям.

Но, к большому сожалению, мы забыли, что женщина в обществе пользовалась прежде огромным уважением и почетом.

Еще в недалеком прошлом женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставлял опускать занесенные кинжалы, "опускал" ружья, направленные друг на друга в яростной схватке.

Почему же именно платок обладал столь магической силой?

В период матриархального строя у предков вайнахов возникли женские общества, которые в устном народном творчестве "дожили" до сегодняшнего дня.

Были у вайнахов три богини (три гурии) - Маьлха Аьзни (богиня красоты, Дика (богиня добра, Богиня Дари де Куока, или Маша бузу Куока (богиня мира, которая ткала "материю", т. е. мир.

Когда у богини Маша бузу Куоки обрывалась нить, то, по преданию, между народами начиналась война и продолжалась до тех пор, пока она не соединит нить. То есть, если богиня ткала, то народы жили в мире. Кусок материи (или женский платок, брошенный между людьми, народами, естественно, означал, что между ними встала богиня мира. Люди верили в волшебство женского платка, символизировавшего Богиню мира, и соответственно на него реагировали. Платок был необходимым звеном в регулировании взаимоотношений людей, это была последняя возможность потушить гнев и остановить смерть.

Этот прекрасный вайнахский обычай - использовать белый платок мира для примирения враждующих заимствовали все кавказские народы и умело его применяют.

Рефлексия:

- Дети, о чем мы с вами беседовали?

- Как называются головные уборы мужчин и что для них они значат?

- Как называется женский головной убор?

- Для чего еще используют платок?

- Вам понравилась беседа о головных уборах?

Спасибо вам дети за внимание! Надеюсь, вы узнали много нового и полезного в ходе нашей беседы.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 2,6–3 лет «Обувь и головные уборы» Цель:Познакомить с обобщающими понятиями «головные уборы»и «обувь» Задачи: Образовательные- дать понять, что одежда и обувь сделаны людьми.

Конспект логопедического занятия «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект логопедического занятия по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы». Цель: «Формировать лексико-грамматический строй речи по теме «Одежда.

Конспект НОД «Одежда и головные уборы» для детей 6–7 лет с ЗПР Тема: «Одежда и головные уборы». Цель: Расширять и уточнять знания детей об одежде и головных уборах, их видах в соответствии со временем.

Конспект НОД по познавательному развитию «Головные уборы для разных профессий» Занятие на тему «Шапки разные важны, шапки разные нужны». Цель • Развитие познавательной активности, способности детей в изучении мира.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Одежда, обувь, головные уборы» Цель: систематизация и закрепление знаний детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы». Задачи: - обобщить и систематизировать.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Татарские национальные головные уборы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 28» адрес: г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная,.

Конспект занятия по развитию речи «Головные уборы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 г. Выборга» Конспект занятия во второй младшей группе.

Конспект занятия «Знакомство с обобщающими понятиями «Обувь. Головные уборы» Тема: «Знакомство с обобщающими понятиями «обувь», «головные уборы». Цель. Закрепить обобщающее понятие «одежда», познакомить детей с новыми.

Конспект ОД «Национальные головные уборы» в средней группе Конспект образовательной деятельности по «Социально - коммуникотивномуразвитию» раздел «ознакомление с социальным миром». Тема: национальные.

Конспект познавательного занятия во второй младшей группе «Одежда. Обувь. Головные уборы»Конспект познавательного занятия во второй младшей группе «Одежда. Обувь. Головные уборы» Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы» при реализации индивидуального образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы «Головные уборы чеченцев»
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 13:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы «Головные уборы чеченцев»» (включая файлы) размещена пользователем Юсупова Асият в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД