Юсупова Асият
Конспект беседы «Головные уборы чеченцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа : «Головные уборы чеченцев»
Цель: познакомить с головными уборами чеченцев, с
обычаями и традициями чеченского народа; воспитывать
уважительное отношение к своей традиции.
Материалы: иллюстрации с изображением головных уборов чеченцев.
Публикация «Конспект беседы „Головные уборы чеченцев“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Головные уборы
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
Ход беседы:
Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня мы поговорим с вами о головных уборах чеченцев. Головной убор во все времена являлся неотъемлемым атрибутом костюма чеченских мужчин и женщин.
Мужской головной убор
В частности, папаха всегда была для мужчин чеченцев символом достоинства. Об этом свидетельствуют бытующие среди вайнахов пословицы и поговорки: «Мужчина должен беречь две вещи - папаху и имя»; «Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем»; «Шапку носят не для тепла, а для чести»; «Не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи».
Хочется особо отметить, что для вайнаха не было подарка значимее, чем папаха. Согласно этнографическим материалам, вайнахи носили шапки следующих типов: кхакхан куй - меховая шапка, холхазан куй - каракулевая шапка, жа1уьнан куй - пастушья шапка.
«Материалом для изготовления папах, – служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи папахи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью». Такие папахи были теплее, лучше защищали от осадков. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.
В Чечне до сих пор весьма популярен мужской головной убор типа тюбетейки (пиэс, сшитый из ткани и украшенный кисточкой (молла, к1ужал).
Женский головной убор
С точки зрения нормативной этики платок, его наличие или отсутствия является показателем стойкости женщины, ее нравственной чистоты. Необходимо знать, что платок - это фактор нравственного равновесия общества, фактор гармонизации взаимоотношений между женщинами и мужчинами даже старшим и младшим поколениям.
Но, к большому сожалению, мы забыли, что женщина в обществе пользовалась прежде огромным уважением и почетом.
Еще в недалеком прошлом женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставлял опускать занесенные кинжалы, "опускал" ружья, направленные друг на друга в яростной схватке.
Почему же именно платок обладал столь магической силой?
В период матриархального строя у предков вайнахов возникли женские общества, которые в устном народном творчестве "дожили" до сегодняшнего дня.
Были у вайнахов три богини (три гурии) - Маьлха Аьзни (богиня красоты, Дика (богиня добра, Богиня Дари де Куока, или Маша бузу Куока (богиня мира, которая ткала "материю", т. е. мир.
Когда у богини Маша бузу Куоки обрывалась нить, то, по преданию, между народами начиналась война и продолжалась до тех пор, пока она не соединит нить. То есть, если богиня ткала, то народы жили в мире. Кусок материи (или женский платок, брошенный между людьми, народами, естественно, означал, что между ними встала богиня мира. Люди верили в волшебство женского платка, символизировавшего Богиню мира, и соответственно на него реагировали. Платок был необходимым звеном в регулировании взаимоотношений людей, это была последняя возможность потушить гнев и остановить смерть.
Этот прекрасный вайнахский обычай - использовать белый платок мира для примирения враждующих заимствовали все кавказские народы и умело его применяют.
Рефлексия:
- Дети, о чем мы с вами беседовали?
- Как называются головные уборы мужчин и что для них они значат?
- Как называется женский головной убор?
- Для чего еще используют платок?
- Вам понравилась беседа о головных уборах?
Спасибо вам дети за внимание! Надеюсь, вы узнали много нового и полезного в ходе нашей беседы.