Наталья Берестова
Из опыта работы «Я-мастер своего дела»
▼ Скачать + Заказать документы
«Стать мастером педагогического дела – это не самоцель,
эта страсть должна быть присуща профессии
педагога как неотъемлемая черта»
Ш. А. Амонашвили
Я – мастер своего дела? Попробую в этом разобраться. Наверное, каждый из нас рано или поздно задумывается над этим вопросом: «А кто такой - мастер? Что должен уметь мастер, мастер своего дела?» Что же это значит?
Публикация «Из опыта работы „Я-мастер своего дела“» размещена в разделах
Мастер – квалифицированный специалист, хорошо выполняющий какую – либо работу. А мастерить – создавать новое, совершенствовать имеющееся, не допускать неполадок. А КТО ТАКИЕ МАСТЕРА-ВОСПИТАТЕЛИ? Воспитатели – квалифицированные специалисты, способствующие созданию новой всесторонне развитой личности. Воспитатель - это созидатель, творец, ему открыто самое дорогое и самое хрупкое – детские души, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью. Да, да именно созидатели. Я - педагоги родители доверяют (вверяют) мне свое маленькое сокровище и я взращиваю основы основ (аксиомы) для дальнейшего (непрерывного) развития и воспитания ребенка.
На мой взгляд, педагогическое мастерство складывается из нескольких составляющих. Нужно уметь владеть навыками самосовершенствования, иметь индивидуальный стиль деятельности, владеть методикой, технологией реализации этой деятельности, индивидуальными наработками, инновационными методами и формами работы, испытывать желание познать себя через анализ образовательных ситуаций и рефлексию профессиональной деятельности. Нужно постоянно искать пути искусного решения проблем обучения и воспитания детей; уметь организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы обучение и воспитание ребенка происходило с легкостью, без принуждения. Быть нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, спокойствие и уверенность. Быть принципиальным в отношении своего дела.
Для себя я выделяю 7педагогических принципов, которые по отдельности являются необходимым, но не достаточным, а в совокупности дополняютдруг друга и становятсяцелым основополагающим концепции работы педагога. Педагогический принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей.
Первый принцип - принцип природообразности. При организации образовательного процесса учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, определяю зоны ближайшего развития ребенка, с помощью которыхвижу возможности ребенка и отмечаю в индивидуальных картах развития детей. Данные карты веду с момента появления ребенка в детском саду. По полученным результатам составляю индивидуальный маршрут развития процесса самовоспитания, самообразования ребенка, предлагая ему инструмент для получения знаний.
Не менее важным является принцип профессиональной целесообразности, обеспечивающий подбор содержания методов, форм педагогического процесса. Образовательную деятельность организую с использованием разных видов: игровой, двигательной, познавательной, трудовой, поисково-исследовательской. Образовательную деятельность строю на основе интеграции образовательных областей, что способствует проявлению у детей активного интереса к познанию окружающей действительности и нахождению причинно-следственных связей, возрастает высокий уровень включенности в предложенную деятельность, отсутствие утомляемости.
Для решения задач образовательной деятельности использую комплекс различных методов: методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрация, показ, демонстрация и др., методы словесной передачи и слухового восприятия информации (рассказ, вопрос, беседа и др., методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного восприятия (упражнения, опыты, трудовые действия и др.). Применение проблемно-поисковых методов позволяет создавать проблемную ситуацию посредством вопросов, задач, экспериментальных заданий, организовывать коллективное обсуждение разрешения проблемной ситуации и др. Создаю условия для высказывания воспитанниками предложений о возможных путях разрешения проблемной ситуации, что способствует развитию навыков творческой активности в учебно-познавательной деятельности.
В своей работе применяю различные организационные формы: индивидуальную, фронтальную и подгрупповую. В данный момент, чаще всего использую подгрупповую форму работы, т. к. она более эффективна,именно для детей моей группы. Такая форма обеспечивает учет уровня развития ребенка и способствует формированию навыков сотрудничества. Обязательным условием в организации образовательной деятельности считаю мотивацию детей на предстоящую деятельность, поэтому тщательно продумываю способы ее активизации (сюрпризный момент, проблемный вопрос, проблемная ситуация и др.).
В условиях работы ФГОС важно учитывать принцип демократизации и гуманизации, означающие предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания, а также социальной защиты растущего человека, проявляющийся в полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему. Для эффективной работы по поддержке детской инициативности создаю условия для свободного выбора, для принятия решений ребенком, выражений своих чувств и мыслей. Результативность этой работы состоит в следующем : дети самостоятельны в выборе деятельности и средствах для ее реализации – эту возможность предоставляет созданное развивающее пространство группы; дети организуют различные игры, самостоятельно объединяясь в группы, обсуждают правила, предлагают и вносят свои, следят за их выполнениям – это говорит о том, что у детей в положительной динамике формируются коммуникативные навыки, нравственные и этические качества; воспитанники представляют результаты своей деятельности (рисунки, постройки и др., эмоционально переживают свои успехи, гордятся своими достижениями. Оказывая детям такого рода психологическую поддержку, наблюдаю, что, это все является побуждением к дальнейшей деятельности и проявляется в организации новых игр, создании новых коммуникативных продуктов.
Принцип культуроосбразности считаюодним из значимых. Заключается он в максимальном использовании мной в воспитательно-образовательной деятельности местного, национального и регионального компонентов, отраженных в парциальной программе «Из поколения в поколение» С. И. Лалетиной. Все это прослеживается в беседах, в предметно –развивающей среде, в двигательной активности (национальные подвижные игры, в праздниках и вечерах развлечений.
Неотъемлемой частью и условием в моей работы являются используе-мые информационно-коммуникационные технологии. Владею основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием. В своей работе пользуюсь программами MicrosoftOfficePowerPoint, MicrosoftOfficeWord, MicrosoftExcel, интернет ресурсами.
В моей работе мне помогают мультипликационные фильмы. Да, да – мультипликационные фильмы. Темой моей дипломной работы в ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» была «Использование мультипликационных фильмов как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста». Занявшись изучением данной темы и опробовав ее на практике, я пришла к выводу, что мультфильмы отличные помощники в организации образовательного процесса. Результатом моего внедрения данной инновации стала победа на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогических работников в области разработки инновационных технологий в дошкольном образовании «Лучшая авторская разработка» в номинации «Лучшая методическая рекомендация». (С конкурсной работой можно ознакомится на страничке https://www.maam.ru/users/1054140)
Начиная с младшей группы, мы использовали мультфильмы для развития природного любопытства детей и к средней группе, пройдя любопытство и любознательность, мы получили познавательный интерес, который продолжаем развивать. Одним из интересных проектов, с которого я начинала внедрение мультфильмов в организацию образовательной деятельности, стал проект «Использование мультипликационных фильмов как средства формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего возраста». (С данным проектом можно ознакомится на страничке https://www.maam.ru/users/1054140).
Данная технология легко воспринимается детьми потому, что о важном и интересном им говорят их любимые персонажи и материал, поданный с экрана, лучше и легче запоминается. И только то, что интересно будет прочно усвоено. А полученные знания мы закрепляем в дидактических играх, беседах, продуктивной деятельности. Вся образовательная деятельность построена мною по принципу проекта, использование которого показывает действие принципа целостности,упорядоченности, означающего достижение единства и взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса.
Именно, в этом и есть основная миссия воспитателя: все чему я учу должно забыться и стать нормой поведения, основой знаний – аксиомой, не требующей доказательств. «Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили»,- Альберт Энштейн. Тогда и появится та «дорогая огранка» сокровища, которое когда – то появилось в твоей группе.
Сейчас, смотря на своих пятилетних девчонок и мальчишек, я понимаю, что я на правильном пути. Сейчас я могу смело и с гордостью сказать: «Я – мастер своего дела! Я - воспитатель!». Я горжусь тем, что однажды переступила порог детского сада.