Надежда Дернович
Я — Мастер своего дела Работа по развитию мелкой моторики в группе «Звездочки» началась задолго до поступления в школу.
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОО «Д/с «Ромашка»
Дернович Надежда Ивановна
Воспитатель
Я – МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА
Готовность ребёнка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и в тоже время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам, в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому Работа по развитию мелкой моторики в группе «Звездочки» началась задолго до поступления в школу, а именно – со второй младшей группы с сенсорного воспитания, т. к. оно является фундаментом умственного развития ребёнка.
Публикация «Я — Мастер своего дела Работа по развитию мелкой моторики в группе „Звездочки“ началась задолго до поступления в школу,» размещена в разделах
Работа осуществлялась мною по всем направлениям с охватом всех участников воспитательно-образовательного процесса, системно и поэтапно.
Раздел плана Формы работы
Формирование представлений о величине.
1. Накопление сенсорного опыта.
2. Формирование представлений о свойствах:
-соотнесение по образцу;
-выбор по образцу;
-группировка. Упражнения с предметами
Дидактические игры
Развивающие игры
Физкультурные занятия
Формирование представлений о форме.
1. Накопление сенсорного опыта.
2. Формирование представлений о свойствах:
-соотнесение по образцу;
-выбор по образцу;
-группировка.
3. Ознакомление с сенсорными эталонами:
-выбор по слову;
-называние. Упражнение с предметами
Дидактические игры
Развивающие игры
Занятия по лепке и аппликации
Формирование представлений о фигуре.
1. Накопление сенсорного опыта.
2. Формирование представлений о фигуре:
-соотнесение по образцу;
-выбор по образцу;
-группировка.
3. Ознакомление с сенсорными эталонами:
-выбор по слову;
-называние. Дидактические игры
Развивающие игры по сенсорному воспитанию
Дидактические игры и упражнения для развития ручной моторики
В процессе работы у детей были сформированы первые представления о цвете, форме и величине. Они научились различать и цвет, и форму, и величину, запомнили названия и овладели способами использования в продуктивных видах деятельности. А так как усвоение эталонов и овладение способами обследования - процесс, длящийся несколько лет и включающий постепенный переход ко все более сложным формам восприятия, то работа по сенсорному воспитанию детей была мною продолжена и в средней группе. Особый акцент делался на формирование первых представлений о ближайшем окружении ребё нка: о человеке, его внешних особенностях и эмоциональных состояниях; о деятельности близких ребёнку людей; о труде людей; о явлениях общественной жизни; о живой и неживой природе. Ознакомление осуществлялось в процессе наблюдения, организации практических действий детей и экспериментирования, слушания и проигрывания коротких текстов, познавательных сюжетов. Полученный опыт дети переносили в игру и в разные виды продуктивной деятельности.
Для усвоения сенсорных эталонов в группе создан центр сенсорного развития. Для пополнения его атрибутами привлекались и родители. В уголке есть тактильные мешочки с различными крупами, звучащие коробочки, игрушки – вкладыши и разноцветные кусочки ткани и разноцветные прищепки. Играя с развивающими ковриками, дети учились застёгивать замки, делать шнуровку, застёгивать пуговицы, разноцветные кусочки ткани и прищепки соотносить по цвету. Ребята с удовольствием проводили (и проводят) время в сенсорном уголке, обогащая свои сенсорные впечатления и приобретая новые навыки и умения. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказала благоприятное влияние на развитие речи детей.
В процессе работы над развитием речи через развитие мелкой моторики я пришла к пониманию, что эти области неотделимы друг от друга: чем проворней и гибче будет рука у ребенка, тем лучше, чище и яснее он будет выражать свои мысли.
Работа по данной проблеме осуществлялась в процессе организации продуктивной деятельности:
• НОД интегрированного характера;
• совместная деятельность воспитателя и детей;
• самостоятельная деятельность детей;
• кружковая деятельность;
• совместная творческая деятельность с родителями;
• организация выставок детского творчества;
• организация выставок детского творчества совместно с родителями.
Проводились:
1. Работа с детьми по определённому плану, включающего в себя развитие мелкой моторики, активного и пассивного словаря:
-логоритмика;
-пальчиковая гимнастика и игры, на развитие мелкой моторики;
-упражнения из цикла «Тренируем пальчики – развиваем речь»;
-комплекс специальных кинезиологических упражнений;
-психологические упражнения «Считалочка-бормоталочка»;
-занятия изодеятельностью;
-занятия кружка «Веселая полоска».
2. Работа с родителями :
-консультации;
-беседы;
-совместная творческая деятельность с детьми.
В решении поставленных задач большую роль играет проектная деятельность. При подготовке и в процессе реализации проектов дети не только развивают мелкую моторику пальцев рук, занимаясь продуктивно-художественной деятельностью, но и расширяют и активизируют свой словарь, развивают фразовую и монологическую речь, обсуждая выполнение какой-либо работы.
Были подготовлены и реализованы проекты:
• «Откуда хлеб пришел»;
• «В гостях у сказки»;
• «Сказка как источник творчества детей»;
• «Котенок - мой дружок»;
• «Развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии»;
• «Милой мамочки портрет»;
• «Человек и космос»;
• «Светлая Пасха»;
• «Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму».
В подготовительной к школе группе решаются сразу две задачи через создания условий для овладения навыком письма: продолжается работа по развитию мелкой моторики руки и формированию графомоторных навыков.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТОНКОЙ МОТОРИКИ И
ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Работа по развитию Применяемые методы
Развитие и коррекция моторики мелких мышц руки -массаж;
-специальная пальчиковая пассивная и активная гимнастика;
- специальные упражнения
Развитие зрительного, слухового и двигательно-тактильного анализаторов
-с помощью дидактических игр и упражнений;
- работа с эталоном или образцом
Формирование пространственной ориентировки на ограниченной поверхности специальные упражнения и дидактические игры, направленные на развитие целостного восприятия образа предмета и пространственных отношений между предметами и их частями
Развитие зрительной и слуховой памяти
- работа по образцу;
- работа по памяти;
-заучивание стихов
Развитие слухового внимания и фонематического слуха специальные упражнения и дидактические игры, направленные на развитие умения слушать, прислушиваться, различать окружающие звуки и шумы
Развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координации движения руки
специальные упражнения и дидактические игры, направленные на укрепление связи зрительного или вербального образа или понятия с реальным физическим движением
Формирование графических навыков -специальные упражнения и дидактические игры,
-изображение различных линий, графических образов
-изображение образцов по памяти;
-графические диктанты;
-специальные рекомендации к занятиям по изобразительной деятельности
Формирование самоконтроля, целенаправленности и произвольности деятельности.
специальные упражнения и дидактические игры, направленные на развитие умения самостоятельно планировать предложенные задания и удерживать цель задания на протяжении занятия, развитие способности правильно оценивать результаты своей деятельности
Широко используется тетрадь в клетку. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и графических навыков, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. В процессе работы в тетради у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация и ориентировка, развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Закрепление навыков в развитии мелкой моторики происходит в кружковой деятельности. Целью работы кружка «Веселая полоска» является создание условия для развития творческого воображения, цветового восприятия, умения работать с разными видами бумаги в разных техниках, развитие мелкой моторики и художественно-эстетического вкуса.
Таким образом, работа по развитию мелкой моторики руки и графомоторных навыков у дошкольников даё т положительные результаты: дети чувствуют себя уверенней, у них улучшается координация движений руки, формируются внимание, глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.
Приобретенные навыки детей:
Время Моторика Навыки письма
Различают и называют части суток и их последовательность Правильно держат ручку, карандаш, кисточку Правильно держат ручку и карандаш в руке
Понимают значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра» Умеют чертить прямую линию. Проводят непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии
Знают дни недели, их последовательность Пишут печатную букву по образцу. Обводят по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги
Умеют называть месяцы года Вырезают из бумаги Умеют рисовать по клеточкам и точкам
Аккуратно клеят Умеют продолжить штриховку рисунка
Рисуют как отдельные образцы, так и сюжетные картинки Умеют дорисовывать отсутствующую половину симметричного рисунка
Лепят как отдельные образы, так и целые композиции Копируют с образца геометрические фигуры
Изготавливают аппликации
Умеют аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры
Ориентируются на листе бумаги в клетку (графический диктант)
Поставленные задачи в организации деятельности, направленной на развитие руки ребёнка в дошкольный период, осуществляются постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальности. Процесс работы ведётся непрерывно и с участием в нем родителей.
Для включения родителей в единое образовательное пространство ДОУ используются различные формы сотрудничества.
Формы сотрудничества Тема
Подбор литературы и оформление в папку материалов «Что такое графические навыки?»
«Родителям будущего первоклассника»
Индивидуальные консультации «Развитие мелкой моторики подручными средствами»
Родительские собрания «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».
«Роль формирования графических навыков в подготовке ребёнка к школе»;
Стендовая консультация «Влияние уровня развития мелкой моторики на формирование правильного произношения ребенка»
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
«Развитие графомоторных навыков»
«Упражнения для развития ручной моторики»,
«Игротека в кругу семьи»
«Развитие мелкой моторики в быту»
«Игровой массаж предметами»
Родительский всеобуч «Развиваем мелкую моторику рук ребенка»
Анкетирование «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду»
Участие в проектах «Откуда хлеб пришел», «В гостях у сказки», «Сказка как источник творчества детей», «Развитие речи на кончике пальца»)
Памятки: «Ваш ребенок левша», «Пальчиковая гимнастика», «Массаж пальцев рук»
Папки - передвижки «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»
«Точечный массаж»
«Первые шаги овладения письмом»
Анализ совместной деятельности с родителями показал, что подавляющее большинство родителей с пониманием относятся к социально-деловому и психолого - педагогическому сотрудничеству: почти 67% семей активно принимают участие во всех проводимых мероприятий детского сада и группы.