Фрида Блейх
Мастер-класс из опыта работы «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
«Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников
через организацию проектной деятельности»
Патриотизм во все времена занимал особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической…
Публикация «Мастер-класс из опыта работы „Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Но, как мне кажется, за последний десяток лет патриотизм стал только громким красивым словом, всё ушло куда-то далеко, и постарело с годами как наши ветераны, про которых государство стало вспоминать только перед 9 Мая в День Победы.
Проблема нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Не секрет, что в современной жизни материальные ценности стоят на первом месте, в отличие от духовных, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И самая большая опасность, которая подстерегает наше общество – это разрушение личности. У большинства современных детей ярко выражено чувство тревожности, эгоизма, злости и враждебности по отношению к окружающим. Это выражается в агрессивном поведении, высказываниях, немотивированных поступках. Дети порой не понимают своего внутреннего состояния, они не знакомы с такими понятиями, как забота, сочувствие, сопереживание, щедрость и взаимовыручка.
Дошкольный возраст - благодатный период для нравственного развития личности. Знакомясь с нормами и правилами поведения, дошкольники учатся и нравственным основам. Формирование личности ребенка его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной пищей, в которой он так нуждается.
Важно, чтобы соблюдалась историческая преемственность поколений. Необходимо восстановить связь с прошлым, вернуть утраченные ценности, донести до сведения детей, что они являются носителями русской культуры, воспитывать ребят в национальных традициях, патриотами. Знакомя ребят с жизнью людей, живших в прошлом, мы даём им представление о том, как люди работали, отдыхали, как украшали свой быт, как воспитывали детей, к чему стремились, чем дорожили и какие ценности были превыше всего.
Поэтому, понимая актуальность этой проблемы, я и взяла за основу своей работы нравственно – патриотическое и духовно- нравственное воспитание.
Слайд 2
«Цель моей работы : Формирование элементарных нравственных норм и представлений у детей дошкольного возраста, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, родной край.
В ходе работы решается множество задач, которые вы можете прочитать на экране.
Слайд 3
Девизом моей работы стали слова :
Мы – россияне, доблестная слава
От предков нам завещана навек.
За Родину – великую державу,
Чтоб был велик в ней каждый человек!
Система нравственно-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как :
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).
В календарных планах отражен цикл занятий по гражданско-патриотическому воспитанию : «История герба», «Герб и флаг России», «Создание эмблемы своей группы», занятия по развитию речи «Семья», различные занятия по изобразительной деятельности. В группе накоплен материал по ознакомлению дошкольников с городом и его достопримечательностями, людьми, которые его прославили; с настоящим и прошлым; с Россией - культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.
Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День России, День матери, День пожилого человека, День семьи, и т. д.
Одним из наиболее эффективных и мною любимых методов работы по данному направлению стал метод проектов.
Создание проектов различной направленности даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии.
О некоторых проектах я сегодня хочу вам рассказать.
Слайд 4
Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке; с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всё это ребята постигали, работая над проектом «Моя семья».
Дети совместно с родителями готовили сообщения про свою семью в виде Генеалогического древа, рисовали портреты, я оформила выставку работ «Ты на свете лучше всех, мама».
Слайд 5 Для бабушек и дедушек ко Дню пожилого человека провели праздник «Дети от венца, а внуки до конца».
Слайд 6
«Город, в котором я живу» - дети подготовили разные сообщения про город Омск и про свой поселок. Мы создали фотоальбом улиц, где живут дети.
Слайд 7
«Россия – Родина моя» дети рассказали о России, о Москве и её достопримечательностях.
Слайд 8
«Мой край родной», где говорили о природе России, о её богатствах, о её красоте. Дети готовили мини-проекты о животных Омской области.
Слайд 9
Проект «Защитники Отечества»
Работая над проектом, мы знакомились с былинами, говорили о богатырях, князьях - воителях (Дмитрий Донской, Александр Невский, Святой Георгий Победоносец – покровитель воинов и хлеборобов). Посмотрели с детьми фильмы-сказки «Илья Муромец», «Руслан и Людмила». Рисовали русских былинных богатырей.
Слайд 10
Затем мы с ребятами говорили о Российской Армии.
Дети вместе с родителями искали материал о разных родах войск, военной техники. Узнавали у пап, служил ли он в армии, и в каких войсках, а потом с фотографиями рассказывали всем нам. Познакомились с героями Афганистана и Чечни.
Слайд 11
Ну и, конечно же, провели праздник для пап и дедушек. Дети выучили много песен, стихотворений, танцев.
Я оформила стенд «Папа может всё, что угодно» с семейными фотографиями.
Слайд 12
Продолжая тему защитников Отечества, мы, конечно, говорили о Великой Отечественной войне.
Начинали с вопросов, сбора информации, чтения литературы. Ребята рассказали о героях своей семьи. Подготовили праздничный Концерт для ветеранов и тружеников тыла.
Слайд 13 Для ребят ежегодно я провожу военно-спортивную игру «Зарница», которая позволяет им показать свою ловкость, умение. Дети учатся взаимовыручке и взаимопомощи.
Слайд 14
Интересной получилась работа над проектом «Хлеб всему - голова»
Цель: воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу, как к одному из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда.
Дети познакомились с профессией хлебороба, узнали, как раньше выращивали хлеб. Ребята сами посадили зерно и наблюдали, как растут колосья. Свои наблюдения зарисовывали. А как увлекательно оказалось самим испечь хлеб!
Слайд 15 Результат этой работы – богатый дидактический и наглядный материал по теме, выставка детских рисунков, фольклорный праздник для ребят «Хлеб – батюшка».
Слайд 16
Прививая детям духовно-нравственные ценности, педагоги нашего детского сада проводят большую работу по приобщению дошкольников к народной культуре. В своей группе я провела с детьми работу над проектом
«Славится Россия мастерами», где познакомила ребят с народными промыслами. Была подготовлена выставка детского творчества «Это ярмарки краски», а так же проведены фольклорные праздники.
Таким образом, я считаю, что говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать хорошее от плохого, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
Слайд 17
А закончить своё выступление я хочу вот такими словами:
Друг мой, сквозь годы и дни
В сердце своём сохрани
С детства родные слова:
МАМА,
РОССИЯ,
МОСКВА.
Слайд 18 Спасибо за внимание!