Оксана Шкруднева
Игры для развития мелкой моторики рук детей с тяжелыми нарушениями речи 5–7 лет
▼ Скачать +Заказ
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино
Белгородской области»
Авторские методические разработки:
«Игры для развития мелкой моторики рук детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 7 лет»
Подготовила:
учитель – логопед
Шкруднева О. Д
г. Шебекино
2022 г.
Аннотация
к авторским методическим разработкам
«Игры для развития мелкой моторики рук
Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук детей с тяжелыми нарушениями речи 5–7 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 7 лет»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Овладение речью и формирование звукопроизношения, неразрывно связаны с развитием движений рук ребёнка. Учёными давно доказано, что движения пальцев рук играют стимулирующую роль, активно и положительно влияют на развитие и функционирование зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идёт процесс формирования моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Один из способов развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализуют представленные методические разработки игр и игровых упражнений, сочетающие в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующие механизм их функционального единства. Представленный материал включает в себя игры для развития мелкой моторики рук. Для игр предлагаются цветные скрепки, карандаши, цветные ленточки, картинки, бусины, пинцеты, сюжетное панно «Времена года», панно-ландшафт дороги.
Такое разнообразие представленного материала, способствует активизации познавательной деятельности детей, обогащению знаний об окружающем мире, развитию лексико-грамматических категорий языка, предложно-падежных конструкций, связной речи. И, что также немало важно для детей с речевыми расстройствами, сенсорные и тактильные ощущения при манипуляции с предметами предотвращают наступление преждевременной утомляемости.
Данные методические разработки помогут детям 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи в игровой форме развивать пальчиковую ловкость, накапливать словарь, ориентироваться на листе бумаги, развивать зрительное восприятие образа букв.
Цель методических разработок - способствовать:
- тренировке мелкой моторики кистей пальцев;
- развитию речевых навыков;
- развитию сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины);
- формирование математических представлений (понятие «число – количество»)
- зрительному восприятию образа букв;
- освоению пространственных отношений;
- развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Всё это обусловливает значимость представленных методических разработок, направленных на решение коррекционных задач.
Методические разработки предназначены логопедам ДОО, воспитателям детских садов, а также родителям. Могут использоваться на групповых, индивидуальных занятиях в ДОО и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Панно «Времена года»
Сюжетное панно «Времена года» сшитое из ткани, все элементы панно крепятся пуговицами, кнопками, липучками, крючками, молнией, шнурками.
Задачи:
- формировать умения завязывать и развязывать шнурки, расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки;
- развивать мелкую моторику;
- закреплять навыки счета;
- учить сравнивать предметы по величине, придумывать и обыгрывать
различные истории;
- закреплять навыки употребления предлогов;
- активизировать речь;
-развивать фонематический слух;
-формировать и совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
-закреплять умение, определять количество слогов в слове;
-учить составлять предложения по опорным словам, анализировать
предложения;
-автоматизировать звуки в словах, предложениях, связной речи;
-развивать и совершенствовать слоговую структуру слов;
-расширять словарный запас;
-развивать грамматический строй речи, связную речь, глазодвигательную функцию;
-осуществлять профилактику зрительных нарушений;
Ребенку предлагается:
- исправить ошибки, которые натворил сильный ветер, навести порядок (по временам года) ;
- рассказать о сезонных изменениях, что, когда? бывает?
Упражнения:
- назови одним словом;
- что лишнее?;
- скажи наоборот;
- скажи по-другому;
- скажи ласково;
- чего не хватает?;
- один- много;
- сосчитай-ка;
- о чем можно так сказать;
- что это может делать?;
- расскажи о предмете;
- отгадай загадку;
- что и где?
Игра «Чья змейка длиннее?»
Сюжетные картинки змейки с хвостиками из цветных скрепок. Разноцветные скрепки в коробке.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие речевых навыков;
-соотнесение по цвету, знание цветовых оттенков;
-ориентировка на листе бумаги.
Ребёнку предлагается удлинить змеек, добавляя – присоединяя скрепки.
Игра «Подбери украшение»
Фигурные картинки (дерево, елочка, цветок, бабочка). Цветные бусинки в баночке, пинцеты.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие речевых навыков;
-совершенствование навыков счёта;
-ориентировка на листе бумаги, расположение бусинок пинцетом в отверстия на фигуре.
Ребёнку предлагается одна из картинок- фигур. Необходимо украсить фигуры бусинками, раскладывая их пинцетом в отверстия на фигуре. Можно задать вопросы: Что ты выкладываешь? Сосчитай, сколько бусинок тебе понадобилось. Далее ребёнку можно предложить и другие картинки.
Игра «Чудо-коврики»
Пластмассовые коврики с отверстиями, разноцветные ленточки, набор картинок.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие речевых навыков;
-соотнесение по цвету, знание цветовых оттенков.
Ребёнку предлагается вставляя ленточки в отверстия коврика сделать например домик для кошечки или сделать елочку, цветочек или красивый коврик из ленточек и. т. п.
Игра «Волшебные карандашики»
Цветные карандаши, на которые прикреплены ленточки и картинки для закрепления соответствующего звука речи.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие речевых навыков;
-совершенствование навыков счёта;
- автоматизация звуков речи.
Дети, наматывая ленточку на карандаш, произносят звуки, слоги, слова с поставленным, изученным звуком в соответствии с картинкой символизирующей звук речи.
Жук - звук [ ж ]
Змея – звук [ ш, щ ]
Паровоз – звук [ ч ]
Комар – звук [ з ]
Насос – звук [ с ]
Кузнечик – звук [ ц ]
Самолет – звук [ л ]
Тигр – звук [ р ]
Игра «Умные скрепочки»
Набор картинок, скрепки с буквами.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие речевых навыков;
- автоматизация звуков речи;
- закрепление навыков соотнесения звука и буквы.
- закрепление навыка определения места звука в слове.
Ребенку предлагается набор картинок и буквы на цветных скрепочках. Необходимо назвать первый звук на выбранной картинке или последний, найти скрепку с буквой, которая обозначает названный звук и прикрепить к картинке.
Игра «Маленькие умельцы»
Мягкая проволока на которую надеты разноцветные трубочки для сока.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие речевых навыков;
- закрепление навыков соотнесения звука и буквы
Ребенку предлагается не написать, а смастерить - выгнуть букву из проволоки.
Игра «Ловкие пальчики»
Яркий звуковой дом, с наклеенными на него шершавыми, выпуклыми
буквами русского алфавита.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие речевых навыков;
- автоматизация звуков речи;
- закрепление навыка определять букву по её контуру.
Ребенку предлагается закрыть глаза, можно завязать платком и на ощупь определить какая это буква.
Список источников:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения М. - 2014. – 48 с.
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
4. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М., 2008.
5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
6. Синицына Е. Умные пальчики М. – 1999. – 57 с.
7. Интернет-ресурсы