Лидия Подольская
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с]-[ц]»
Тема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков с-ц»
Программное содержание: закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать эти звуки : различать в словах, выделять в чтении скороговорки; развивать чувство юмора; воспитывать интерес к занятию и к слову.
Словарь: цитрусовые, царапина, цыпки, кормилица.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с]-[ц]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Подготовка воспитателя: изучила конспект занятия в пособии Гербовой В. В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М. ; 1982.; программу «Радуга» Доронова Т. Н. ,М. ; 2000.; подобрала картинки к занятию.
Предварительная работа: 1. выучить физминутку:
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
Кружимся потом.
2. выучить стихотворение «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А. Сергеева.
Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками с-ц, пирамидки 7 штук.
Организация детей: сидят полукругом.
Ход занятия
Приёмы обучения Содержание
Произношение звуков - Ребята, наш язычок знает много песенок, и произнесу звуки (произношу звуки с-ц)
Вопросы - Чья песенка «с»? (воды). Чья песенка «ц»? (белочки). Давайте повторим звуки с-ц.
Хоровые и индивидуальные повторения
Объяснение - Дети, сейчас буду произносить звуки с-ц. Если вы услышите звук «с», делайте руками движения, как будто вы умываетесь. Показывая, не следует касаться руками лица. (показываю движения). А если услышите звук «ц», махните кистью правой руки, как машет своим пушистым хвостом.
Произношение слов с интонированием звуков «с», «ц» Произношу слова то со звуком «с», то со звуком «ц» : сумка, колос, миска, царь, яйцо, курица, астра, цапля, сова.
Поощрение Молодцы, правильно ориентировались со звуками.
Объяснение на задание - Дети, теперь сами назовите слова или имена, где присутствуют звуки с-ц.
Хоровые и индивидуальные называние слов
Объяснение - Дети, эти звуки встречаются во многих словах.
Показываю картинки - Ребята, покажите какой звук слышится в словах (сыр, цирк, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик)
Вопрос - Дети, назовите слова со звуком «ц»?
Ответы детей
Название слов из словаря Цитрусовые, царапина, цыпки, цифра
Вопрос - Ребята, вам все слова знакомы?
Объяснение слов Цитрусовые – это фрукты: апельсины, лимон; царапина – рана от ветки; цыпки – покраснение на коже; цифра – знаки, числа: 1, 2, 3, 4 …
Чтение стихотворения «Пропала курица» Американская народная песенка. Перевод А. Сергеева. Пропала кормилица – синяя курица,
Что теперь буду я делать?
По будням несла она три яйца,
А по воскресеньям – по девять
Повторное чтение
Вопросы - Дети, все ли в ней, правда? Может ли курица снести за один раз три или девять яиц?
Ответы детей
Разъяснение Курица не может нести три яйца по будням и девять – по воскресеньям. Курица может за день снести три яйца.
Вопрос - Дети, как понимаете слово кормилица?
Ответы детей
Объяснение слова Кормилица так называли женщин, которые кормили и ухаживали за детьми в старину.
Установка на чтение - Ребята, давайте проговорим песенку вместе
Хоровое повторение
Выставление пирамидок, вопрос, задание - Дети, в песенки три слова со звуком «ц». Давайте найдём их? Повторите первые две строчки текста. И назовите слова, где встречается звук «ц»? Затем читайте следующие строчки (за каждый правильный ответ убираю пирамидку)
Хоровые повторения
Поощрение - Молодцы, ребята!
Проведение физминутки Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
Кружимся потом.
Чтение стихотворения «Дом гнома, гном дома» Ю. Мориц Стоит в лесу, тесовый дом,
Дом гнома!
А в нём живёт весёлый гном,
Гном – дома!
Вопросы Сколько пирамидок я достала? Назовите слова со звуком «с»? (по той же системе, что со звуком «ц»)
Поощрение - Молодцы, ребята!
Напоминание скороговорки про сорок
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок!
Вопрос - Дети, кто – нибудь научился читать её быстро – быстро и без ошибок?
Хоровые и индивидуальные повторения (2-4 раза)
Подведение итогов, вопросы
- Что мы сегодня делали?
- С какими звуками познакомились?
- Какие новые слова узнали?
Поощрение детей Занятие закончено. Все молодцы