Ольга Николаева
Программа изучения ПДД для воспитанников 3–7 лет. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Примерная тематика и цели занятий
по изучению правил безопасного поведения на улицах,
изучению правил дорожного движения
в дошкольных учебных заведениях
Вторая младшая группа
Тема 1: «Ориентация в пространстве и времени. Сравнение предметов».
Понятия: низко – высоко, близко – далеко, большой – маленький, узкая – широкая, длинная – короткая, прямая – волнистая.
Расположение: ниже – выше, ближе – дальше.
Публикация «Программа изучения ПДД для воспитанников 3–7 лет, Часть 2» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
Сравнение предметов: больше – меньше, уже – шире, длиннее – короче.
Понятия: здесь, там, наверху, внизу.
Цель: формирование основных понятий, умений и навыков ориентации в пространстве и сравнении предметов по их размеру.
Овладение основными понятиями у детей должно происходить в процессе игровой деятельности, в ходе занятий воспитателя с детьми в группе, во время игр и рисования. В ходе проведения подвижных игр на участке или в зале воспитатель говорит: - «Саша подпрыгнул выше, а Олег ниже».
Дети слышат понятие выше – ниже и усваивают его. Или: - «Миша бросил мяч дальше, чем Алиса» и т. д.
Во время прогулки дети и воспитатель сравнивают предметы и т. д.
Консультация родителей, тематические выставки.
Тема 2: «Форма и цвет предметов».
Круг – круглый, квадрат – квадратный, треугольник – треугольный. Красный, желтый, зеленый, синий. Круг – красный, квадрат – синий и т. д. Примеры форм и цвета на улице.
Цель: научить различать цвета и форму предметов.
Цель темы достигается посредством ее реализации в процессе игр, прогулок занятий с детьми по рисованию и труду.
Тема 3: «Сигналы и движения. Передвижение в заданном направлении».
Понятия: вперед – назад, вниз – вверх, налево – слева, направо – справа.
Представление о том, что зеленый сигнал – сигнал к движению, красный – к остановке. Движение по сигналу произвольно или в заданном направлении.
Цель: формирование координации движения и реакции на сигнал.
Основной путь достижения данной цели – организация и проведение целенаправленных подвижных игр с детьми, а также в процессе прогулок и экскурсий, чтение специально подобранной литературы.
Консультации для родителей.
Тема 4: «Виды транспорта и их отличие».
Цель темы достигается в ходе рассмотрения картинок с видами транспорта, чтение специальной литературы, экскурсий и прогулок, рисования. Дать задание родителям, при прогулках с детьми обращать их внимание на транспорт находящийся на дорогах.
Тема 5: «Грузовой и легковой автомобили».
Кто им управляет? Где перемещается? Их основные части (колеса, кабина, кузов). Отличие легковой машины от грузовой. Для чего служат.
Цель: научить детей различать грузовой и легковой автомобили.
Различие грузового и легкового автомобиля усваивается детьми в процессе специально спланированных для этой цели воспитателем беседы, прогулок и экскурсий, рассматривание иллюстраций и картинок. Дать задание родителям, при прогулках с детьми обращать их внимание на грузовые и легковые автомобили, находящиеся на дорогах.
Тема6: «Трамвай и троллейбус».
Для чего служат. Кто управляет. Как и где перемещается. Их отличие между собой. Их отличие от автомобилей.
Цель: научить различать трамвай и троллейбус между собой и автомобиль.
Различие между трамваем и троллейбусом усваивается в процессе
Специально спланированных для этой цели воспитателем беседы, прогулки, экскурсии, рассматривание картинок. Консультация родителей по тематике.
Тема 7: «Автобус».
Для чего служат. Кто управляет. Где передвигается автобус. Его отличие от автотранспортных средств.
Цель: познакомить детей с автобусом и показать его отличия от других автотранспортных средств.
Отличие автобуса от других автотранспортных средств усваивается детьми в процессе специально спланированных для этой цели воспитателем беседы, прогулки и экскурсии, рассматривание картинок. Тематическая выставка детских работ.
Тема 8: «Улицы нашего города».
Понятие: улица. Дорога, тротуар, проезжая часть. Их назначение. Движение людей по тротуару.
Цель: понимание улицы и ее основных частей.
Основной формой достижения цели является специально спланированные прогулки или экскурсия, рассматривание картинок, игра на макетах улицы.
Консультация для родителей «Если вы взяли ребенка с собой на улицу».
Средняя группа
Тема 1: «Ориентация на местности».
Понятия: веред – назад, налево – направо.
Термины: после, реже, чаще, впереди, позади, далеко, близко, быстро, медленно, приближается, удаляется. Определение последовательности в движении.
Цель: совершенствование навыков ориентации на местности.
Основные понятия данной темы дети усваивают в процессе проведения подвижных игр, экскурсий и прогулок. Дать задание родителям, в общении с детьми чаще употреблять вышеуказанные термины.
Тема 2: «Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении».
Основные цвета светофора красный, желтый, зеленый. Расположение цветов: один под другим, один над другим. Значение красного цвета для пешеходов (желтого, зеленого).
Цель: понимание значения цвета в дорожном движении, чередование и расположение цветов.
Цель достигается в процессе прогулок, экскурсий, чтение тематической литературы, при рисовании и в ходе специально спланированных бесед воспитателя с детьми. Консультация для родителей «Светофор».
Тема 3: «Городской общественный транспорт».
Виды и понятия общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, такси).
Отличие от других видов транспорта. Правила поведения в общественном транспорте.
Цель: формирование понятия «общественный транспорт», расширение знаний о его видах.
Основными формами достижения цели является: чтение литературы, просмотр тематических мультфильмов, фильмов, рассматривание картинок и бесед по их содержанию. Выставка детских работ по тематмке.
Тема 4: «Посадка в общественный транспорт. Выход из общественного транспорта. Места остановки общественного транспорта, знаки, определяющие их. Как обходить транспорт».
Цель: формирование основ культуры поведения в общественном транспорте. Овладение основами культуры поведения достигается в ходе беседы, чтении литературных произведений, игр. Обсуждения с детьми различных ситуаций: как войти в трамвай, как обходить его. Консультация родителей.
Тема 5: «Железнодорожный транспорт».
Назначение железнодорожного транспорта. Его особенности. Кто управляет поездом. Правила поведения на железной дороге.
Цель: расширение знаний о видах транспорта.
Общей формой достижения цели является чтение стихов, рассказов о железнодорожном транспорте, рассматривание картинок и беседа по их содержанию, обсуждение ситуаций, связанных с поведением людей на железной дороге, целесообразно организовать прогулку или экскурсию. Консультация родителей по закреплению данной темы дома.
Тема 6: «Знаки, сопутствующие железной дороге».
Знаки, предупреждающие о приближении к железной дороге. Знаки, определяющие вид железнодорожного переезда.
Цель: знакомство со знаками, сопутствующими железной дороге.
Общие представления, общие сведения о данных знаках ребенок получает в процессе просмотра фильмов, презентаций, рассматривание картинок, рисование данных знаков, изготовление из бумаги макетов. Выставка детских работ.
Тема 7: «Гужевой транспорт».
Для чего служит. Кто управляет. Правила дорожного движения для гужевого транспорта на дорогах и улицах.
Цель: расширение знаний о видах транспорта.
Ребенок должен понять, что животное, запряженное в телегу или сани, также является видом транспорта и для него существуют определенные правила движения. Это достигается путем организации заранее спланированных бесед, игр, чтения литературы, просматривания картинок и просмотра мультфильмов. Консультация родителей по закреплению данной темы дома.
Тема 8: «На перекрестках и площадях».
Понятие регулируемый и нерегулируемый перекресток. Светофор. Правила перехода перекрестков. Дорожная разметка на перекрестке. Понятие «площадь» чем отличается от перекрестка.
Цель: понимание перекрестка и площади, в чем отличие, расширение знания об улиц.
Общие знания о перекрестках и площадях и правила поведения на этих участках дороги ребенок должен усвоить в ходе организованных подвижных игр на игровой площадке детского сада, рассматривание картинок и бесед по их содержанию, в процессе чтения специально подобранной литературы и просмотра мультфильмов и фильмов, решение совместно с воспитателем различных ситуаций, поведение людей на перекрестках и площадях. Консультация родителей по закреплению данной темы дома.
Тема 9: «Правила поведения на улицах и дорогах. Переход улицы и дорог».
Понятие: дорога с односторонним, двухсторонним движением. Правила ее перехода. Разметка улицы. Знаки, регламентирующие одностороннее и двухстороннее движение.
Цель: расширение знаний о поведении на улицах и дорогах.
Дети должны понять, что есть разные дороги. На одних дороги движутся в несколько рядов, одни навстречу другим. На других дорогах машинам разрешено двигаться только в одну сторону. Что правила перехода этих дорог отличаются друг от друга. Порядок движения машин определяют специальные знаки. Цель можно достичь в процессе организации игр, прогулок, экскурсий, рассматривание картинок и просмотр фильмов. Работа с родителями : наглядная агитация оформление стенда «Дети и дорога».
Старшая группа
Тема 1: «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога».
Понятие: скользкая дорога, движение транспорта по скользкой дороге. Скользкая дорога – опасность для пешехода. Чем опасна дорога покрытая листвой и при осадках.
Понятия: тормозной путь. Зависимость тормозного пути от различных параметров и условий.
Цель: понимание опасности на дорогах, расширение знаний о дорогах и правилах поведения на ней.
Дети должны понять, что в различное время года меняются движения транспорта и в зависимости от этого меняются правила поведения пешеходов.
Основными формами достижения целей является: проведение заранее спланированных бесед, игр с постановкой эксперимента, чтение литературы и просмотр мультфильмов и фильмов на данную тему. Работа с родителями: оформление папок передвижек «Опасная дорога».
Тема 2: «Знаки, предупреждающие водителя и пешехода об опасности на дороге».
Предупреждающие знаки: опасный поворот, скользкая дорога, выброс гравия, дорожные работы, перегон скота, дикие животные, прочие опасности, места их установки, их характеристики.
Цель: расширение знаний о дорожных знаках.
Воспитатель должен довести до сознания детей то, что на дорогах имеются специальные знаки, предупреждающие водителя и пешехода об опасности. Дать детям общее представление о данных знаках. В процессе просмотра мультфильмов, фильмов, картинок дети знакомятся со знаками, предупреждающими об опасности и водителя, и пешехода. Дать детям общее представление о данных знака. В процессе просмотра диафильмов, картинок дети знакомятся со знаками, предупреждающими об опасности, на занятиях по рисованию и ручному труду воспроизводит общий вид этих знаков. В ходе специально спланированных бесед формируются общие знаки по правилам поведения на опасных участках дороги. Выставка детских работ.
Тема 3: «Поведение детей на дорогах и улицах. Велосипед и пользование им».
Правила поведения детей на дорогах и улицах. Специальные места для игр и катание на велосипеде. Дорожные знаки: дети, что такое велосипедная дорожка.
Цель: формирование культуры поведения детей на улице. Воспитатель должен довести до сознания детей то, что от того, как они ведут себя на улице, зависит их безопасность и безопасность окружающих их людей. Что для игр и катания на велосипеде отведены специальные места, обозначенные дорожными знаками. Этому способствует такие формы организации занятий с детьми и деятельность воспитателя как беседа, чтение литературы, рассматривание картинок и обсуждение их содержания, просмотр видеоматериалом, игры и катание на велосипедах, самокатах, на специально оборудованной площадке с дорожной атрибутикой, настольные игры и игры на макете улицы. Консультация родителей «Безопасный велосипед».
Тема 4: «Городской транспорт».
Разновидность грузового и легкового транспорта. Специальные транспортные средства их отличие. Поведение пешехода при встрече с ними.
Цель: расширение знаний детей о городском транспорте.
Дети должны отличать грузовой автомобиль от легкового, называть особенности транспортных средств (скорая помощь, пожарная машина, милиция).
Достигается это в ходе прогулок, экскурсий, рассматривание картинок, наблюдение за движением на дороге, просмотр мультфильмов, фильмов, презентаций на данную тему. Разбора различных ситуаций, воспитатель должен сформировать необходимые знания, умения, навыки. Консультация родителей по закреплению данной темы дома.
Тема 5: «Многополосное движение. Регулировщик».
Дорога с многополосным движением, ее разметка. Правила перехода улицы с многополосным движением пешеходов. Сигналы регулировщика и его экипировка.
Цель: углубление знаний о дороге и регулировании дорожного движения. В процессе прогулок, наблюдений за движением транспорта на улице, рассматривание и обсуждение картинок, игры на макетах и в настольные игры по ПДД воспитатель должен довести до сознания детей то, что в зависимости от количества машин, движущихся в одном направлении и рядов движения транспорта, дорога может иметь более двух полос. Дети должны понять отличие многополосной дороги от однополосной, отличать их и называть отличительные особенности. Знать, что в некоторых случаях дорожное движение может регулировать не светофор, а специальный человек – регулировщик. Уметь правильно понимать сигналы регулировщика, разрешающие движение пешеходов через проезжую часть. Работа с родителями: наглядная агитация, информация о методах обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.
Тема 6: «Движение пешеходов и транспорта на загородных участках дороги и в сельской местности».
Правила движения пешеходов по загородным участкам дороги. Знаки, регламентирующие движение гужевого транспорта, движение гужевого транспорта запрещено, ограничение минимальной скорости.
Цель: понимание особенности движения транспорта и правила поведения на загородных участках дороги.
В ходе занятия дети должны овладеть правилами поведения на загородных участках дороги и поведения в сельской местности. В городских детских дошкольных учебных заведениях воспитатель может достичь цели, используя на НОД дидактический материал, характеризующий движение и поведение пешеходов на данных участках дороги (картинки, фильмы, и др.). В ходе игр с макетами и настольными играми. Моделирование ситуаций в условиях детского сада (игровая площадка). Консультация родителей по тематике.
Тема 7: «Знаки, регламентирующие движение пешехода на перекрестке».
Понятие: пешеходный переход и их виды. Знаки: предупреждающий – пешеходный переход, информационно – указательные, подземный пешеходный переход.
Понимание знаков, регламентирующих движение пешеходов на перекрестках. Дети должны различать виды пешеходных переходов, знать правила поведения на перекрестках, обозначенных дорожными знаками, воспроизводить название знака в словах, в рассказе и изображать в рисунке.
Воспитатель на НОД по рисованию и на трудовом воспитании вместе с детьми воспроизводит вид дорожного знака, называть его. В ходе специально спланированных бесед воспитатель характеризует каждый знак и рассказывает о том, как себя нужно вести в зоне действия данного знака. На НОД используется картинки, фильмы. В процессе экскурсий и прогулок детей знакомятся со знаками в реальной обстановке, наблюдают за пешеходами и транспортными средствами в зоне действия знака, обсуждают ситуации. Работа с родителями: приобщить родителей в проведении экскурсий.
Подготовительная группа
Тема 1: «Правила пешеходов и пассажиров».
Переход улиц и перекрестков, где нет указательных знаков. Переход площадей. Правила поведения на остановках общественного транспорта и в общественном транспорте.
Цель: формирование знаний поведения на дороге, остановках, в общественном транспорте.
Дети должны понимать особенности движения пешеходов на площадях и переходах дороги на нерегулируемых участках, правила поведения на остановках общественного транспорта. Знать правила поведения на остановках общественного транспорта, и в общественном транспорте.
Цель достигается в процессе проведения бесед, прогулок в места остановок общественного транспорта. Создание игровой ситуации, связанных с данной темой, чтение литературы и просмотра фильмов. Работа с родителями: приобщить родителей в проведении экскурсий.
Тема 2: «Изучение запрещающих знаков».
Знаки: въезд запрещен, движение запрещено, опасность, поворот направо/налево, разворот запрещен, остановка запрещена, их характеристики и место установки.
Цель: общее ознакомление детей с некоторыми запрещающими знаками. Дети должны представлять общий вид и цветовую гамму запрещающих знаков, воспроизводить и называть некоторые из них. В процессе бесед с детьми воспитатель знакомит их с общим видом запрещающих знаков и некоторыми из них. Дети рассказывают о знаке и его значении для пешехода и водителя. На занятиях по рисованию и труду детей воспроизводят вид запрещающего знака, устно рассказывает о нем. В ходе прогулок знакомятся с известными запрещающими знаками в реальных условиях. Выставка детских работ.
Тема 3: «Предписывающие знаки».
Знаки: движение прямо, движение налево/направо, круговое движение, пешеходная дорожка, их характеристики и место установки.
Цель: общее ознакомление детей с предписывающими знаками. Дети должны представлять общий вид и цветовую гамму предписывающих знаков, их значение для водителя и пешехода, воспроизводить и называть некоторые из них. Это достигается в ходе организованных бесед, рассматривание рисунков, просмотра фильмов, на НОД по рисованию и труда, на прогулках и экскурсиях. Работа с родителями: наглядная агитация, информация о методах обучения детей правилам по закреплению знаний о знаках.
Тема 4: «Информационно – указательные знаки».
Знаки: дорога с односторонним движением, выезд на дорогу с односторонним движением, дорога автомобиля, место для разворота, их характеристики назначение и место установки.
Тема 5: «Знаки сервиса».
Знаки: пункт первой медицинской помощи, больница, телефон, пункт питания, питьевая вода, место отдыха, пост ГАИ, их характеристики и место установки.
Темы 4 и 5, их цели и пути достижения целей идентичны темам 2 и 3.
Для закрепления тем 2 и 3 на завершающем этапе рекомендуются провести ряд комплексных занятий по повторению, закреплению и систематизации знаний правил дорожного движения.
Комплексное занятие должно охватывать все основные моменты правил дорожного движения, которые должны освоить воспитанники во время обучения в детском дошкольном учреждении.
необходимо учитывать уровень, на котором дети должны владеть материалом и сконцентрировать внимание на понятиях, которыми они овладели в полном объеме.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
3. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
4. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса. / под редакцией В. М. Изгаршевой. – М. : Просвещение, 1987.
5. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения. Рабочая тетрадь. – М. : ДРОФА, 2008.
6. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М. : ДРОФА, 2013.
7. Беляевскова Г. Д. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. – Волгоград: Учитель, 2015.
8. Бордачева И. Ю. Дорожные знаки. Наглядно - дидактическое пособие. Для занятий с детьми 4 - 7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
9. Вохринцева С. В. Окружающий мир. Дорожная безопасность. – Екатеринбург: Страна Фантазий, 2010.
10. Галиуллина Л. З. и др. Программа по обучению детей татар русскому языку. – Набережные Челны. : Институт непрерывного педагогического образования, 2004.
11. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
12. Данилова Т. И. Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009.
13. Иванова С. А. Информационно-указательные дорожные знаки и знаки сервиса. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Айрис-Пресс, 2015.
14. Иванова С. А. Предписывающие и запрещающие дорожные знаки. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Айрис-Пресс, 2014.
15. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения (Из опыта работы). – М. : Просвещение, 1973.
16. Козловская Е. А., Козловский С. А. Детям о безопасности на дорогах. Развитие речи. – М. : ДРОФА, 2010.
17. Литвинова М. Ф. Подвижные игры и игровые упражнения. – М. : Линка-пресс, 2005.
18. Манакова М. В. Учимся переходить дорогу - М. : Проф-Пресс, 2012.
19. Морозова Л. Д. Сюжетные игры-занятия и подвижные игры в детском саду. – М. : Аркти, 2014.
20. Осокина Т. И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. – М. : Просвещение, 1981.
21. Саво И. Л. Один на улице, или безопасная прогулка. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014.
22. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3 – 7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.
23. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения. - М. : Сфера, 2014.
24. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
25. Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М. : Просвещение, 1986.
26. Чермашенцева О. В. Основы безопасности поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2012.
27. Шалаева Г. П. Мои друзья - дорожные знаки. - М. : АСТ, 2010.
28. Шалаева Г. П., Журавлева О. М. Как вести себя в транспорте. - М. : АСТ, 2010.