ольга конакова
Авторская программа Математического кружка «Пифагорики»
▼ Скачать + Заказать документы
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области начальная школа «Гармония» п. г. т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области
Программа рассмотрена на заседании МО воспитателей
Протокол № ___
от «__» ___201 г
Руководитель МО ___/О. В. Конакова/ Согласовано:
Старший воспитатель
___ /В. А. Дробышева/
«___»___201__г.
Утверждаю:
Директор ГБОУ НШ «Гармония»
п. г. т. Безенчук
___/В. И. Шишкина/
«___»___201__ г.
Программа
Публикация «Авторская программа Математического кружка „Пифагорики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
"Пифагорики"
Составитель:
воспитатель
Конакова О. В.
Пояснительная записка
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе. Главными путями реализации программы математического развития детей в кружковой деятельности являются познавательные и развивающие игры, в результате которых дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, пространственно- временные отношения, многообразие геометрических форм.
Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по сказкам, мультфильмам игровые персонажи. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Цель кружка «Пифагорики» : Закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, научить думать, рассуждать, выполнять умственные операции,
качественная подготовка детей к школе.
Задачи:
1. Развитие логического мышления (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления) и творческих способностей
2. Развитие математических способностей и склонностей.
3. Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
4. Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
5. Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Овладение навыками речевого общения, упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Расширение и активизация словаря.
В организации работы использовалась программа Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки». Программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным Стандартом (ФГОС, так как в содержание деятельности включена интеграция образовательных областей. В программу вводится значительный объем познавательных сведений.
Работа распределяется по разделам:
• Количество и счет,
• Веселая геометрия
• Ориентировка во времени и в пространстве.
• Решение логических задач.
Принципы:
• Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
• Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
• Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
• Творчества - формирование способности находить нестандартные решения
• Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения.
Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность – 25 минут, всего 32 занятия за учебный год.
Программа рассчитана на 1 год на детей 6–7лет.
Актуальность.
Разнообразие организационных форм дает возможность развивать познавательную активность, развивать логическое мышление, создавать условия для повышения мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности дошкольников. Кружок позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности.
Тематический план программы
Октябрь
1. Решение логических задач.
«В поисках клада»
2. Решение логических задач. Путешествие в город «Юных математиков»
3. Решение логических задач. Танграм.
4. Веселая геометрия. «Приключения в городе геометрических фигур»
Ноябрь
5. Веселая геометрия. Дорисуй.
6. Веселая геометрия. Презентация «Геометрические фигуры». Моделирование из геометрических фигур.
7. Количество и счет. Математическая сказка «Маша и лебеди»
8. Количество и счет. Сбежавшие числа.
Декабрь
9. Решение логических задач. Пройди по лабиринту.
10. Количество и счет. «О чем говорят числа?» Презентация «Веселый счет»
11. Количество и счет. Штриховка цифры. Выкладывание образа цифры из различных материалов.
12. Решение логических задач. Расколдуй изображение.
Январь
13. Решение логических задач.
Продолжи закономерность. 5 20
14. Ориентировка во времени и в пространстве Путешествие во времени.
15. Решение логических задач. Математические задачи в стихах.
16 Веселая геометрия. Геометрическое лото.
Февраль
17 Решение логических задач. Колумбово яйцо.
18. Решение логических задач.
Рассеянный художник.
19. Количество и счет. Лепка цифр из соленого теста.
20. Решение логических задач. Головоломки.
Март
21. Решение логических задач. Логические блоки Дьенеша.
22. Количество и счет. Детское экспериментирование. Взвешивание различных материалов (вес не зависит от размера предмета).
23. Решение логических задач. Логические задачи.
24. Ориентировка во времени и пространстве. «Найди предмет по плану»
Апрель
25. Веселая геометрия. Точка, линии.
26. Веселая геометрия. Разные линии (прямые, кривые,
горизонтальные,вертикальные, наклонные, ломаные, замкнутые и незамкнутые)
27. Решение логических задач.
Пифагор.
28. Веселая геометрия. Отрезок и луч.
Май
29. Веселая геометрия. Углы (острые, тупые, прямые)
30. Ориентировка во времени и в пространстве. Графический диктант.
31. Ориентировка во времени и в пространстве. Когда это бывает?
Математическая сказка.
32. «Математический КВН» 3 22
Всего: 16 84
Итого за год: 136 664
Содержание деятельности.
1. В разделе «Количество и счет» детей знакомят со счетом в пределах 10, упражняют в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивают психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
2. Раздел «Веселая геометрия» предполагает сформировать представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. Раздел «Ориентировка во времени и в пространстве» позволяет научить дошкольников ориентироваться на плоскости (листе бумаги, дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
сравнивать длину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. Раздел «Решение логических задач» развивает у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
счет в пределах 10 (количественный и порядковый);
числа второго десятка;
геометрические фигуры:
временные представления о частях суток, временах года;
должны уметь:
творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях.
понимать независимость числа от величины, расположения предметов и направления счета;
уметь решать арифметические задачи и записывать решение;
устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
ориентироваться на листе бумаги в клетку, пространстве;
раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, толщине;
решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
понимать задание и выполнить его самостоятельно;
проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Обеспечение программы :
Игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор»;
Счетные палочки;
Цветные счетные палочки;
Объемные геометрические фигуры;
Шаблоны из геометрических фигур;
Конструкторы;
Раздаточный материал (цифры и математические знаки) ;
Цветная бумага;
Крупа (гречка, рис) ;
Цветные веревочки;
Пуговицы;
Весы;
Линейки;
Мультимедийное оборудование.
Литература
1. Петерсон Л. Г, «Раз - ступенька, два – ступенька» Математика для детей. Ювента 2009
2. Э. Успенский. Логические задачки. Теремок, 2005
3. Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб. : Детство-Пресс, 2003.
4. Михайлова, 3. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений : метод, пособие для педагогов ДОУ / 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.
5. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб. : Детство-Пресс, 1996
6. Беженова М О. «Весёлая математика». – Д. : Сталкер, 1998.
7. 2. Белошистая А. В. «Обучение математике в ДОУ» : Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005.
8. 3. Смолякова О. К., Смолякова Н. В. «Математика для дошкольников». –М. : Издат-Школа, 1998.
9. 4. Соколова Ю. А. «Знакомимся с геометрическими фигурами».-М. : Изд-во Эксмо, 2004.