Папки-передвижки

Автоматизация звуков в речи детей дошкольного возраста

Елена Останкова
Автоматизация звуков в речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушение звукопроизношения – пожалуй, самое часто встречающееся из речевых отклонений. Причём, некорректное произношение у детей может являться как самостоятельным дефектом речи, так и являться симптомом какого-либо другого более сложного заболевания ЛОР органов, нервной системы или даже психического здоровья.

Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит само-собой естественно, а другим необходима помощь, для того что бы «запустить» речевой аппарат в полную силу. Большинство родители всегда стараются в начале помочь своему чаду самостоятельно. Однако, как ни бьется мама, как ни «рычит» папа проблема никуда не уходит, дело не идёт дальше «еч -ки» или «ма-сы-ны» … В данном и во всех подобных случаях необходимо обращаться к специалисту, самостоятельные попытки скорректировать произношение в некоторых случаях могут даже навредить. В основном проблемы в данном случае возникают по причине того, что родители, как правило, не владеют техникой постановки звуков. Все что они могут предложить ребенку это звукоподражание, что-то из разряда: «Послушай и повтори за мной…». Конечно же ребенок, стараясь изо всех сил угодить маме или папе, пробует сказать / повторить / произнести /сымитировать, в точности как он услышал. Но не зная, как правильно это сделать, у малыша может получиться искаженный звук. При этом стоит отметить что большинство родителей не могут расслышать разницу между правильно поставленным звуком [Р] и так называемым «горловым» или заднеязычным звуком [Р]. И даже с «дифференцированием» более простых звуков дела у большинства родителей обстоят весьма и весьма туго. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое произношение [Р] и другие дефекты, исправлять которые значительно сложнее, чем ставить звук «с нуля». Время, за которое ребенок учится корректному произношению того или иного звука всегда зависит от индивидуальных особенностей малыша. Кто-то способен усвоить все за пару недель, а кому-то могут потребоваться месяцы или даже года, а в некоторых сложных случаях и более. В общем и целом, работа над звукопроизношением и его корректировкой сложна и требует определенной последовательности действий для достижения наилучшего результата.

Публикация «Автоматизация звуков в речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Давайте рассмотрим примерные этапы формирования корректного звукопроизношения у ребенка. Первый этап – подготовительный. На данном этапе основная задача для учителя – логопеда вызвать у ребенка интерес и мотивацию к данному виду деятельности. Логопед старается сформировать способность воспринимать инструкции, выявить и развить уровень слухового внимания, а также слуховой памяти. Немаловажным в том числе является способность ребенка отличать вызываемый звук (тот звук, над постановкой которого работаем) от всех остальных несмешиваемых на слух и в произношении, от близких/похожих по звучанию и артикуляции, от искаженных вариантов данного звука. Помимо вышесказанного на подготовительном также этапе ведется работа по созданию артикуляторной готовности к извлечению звука (способность воспроизводить и удерживать «тянуть» в течение некоторого времени, например, 5-7 секунд, необходимую для произносимого звука позицию органов артикуляции). Данные манипуляции достигаются посредством упражнений артикуляционной гимнастики. Именно с артикуляционной гимнастики безусловно начинается любое занятие со специалистом. И уже на данном этапе без совместной работы логопеда и родителей корректировка звукопроизношения может затянуться. Помощь, необходимая от родителей на данном этапе – ежедневное качественное выполнение артикуляционной гимнастики с ребенком, обязательно необходимо принимать во внимание все рекомендаций специалиста по особенностям выполнения того или иного упражнения. После того как ребенок научился без каких-либо затруднений выполнять упражнения, разработанные для корректируемого звука, а также держать позицию органов артикуляции, происходит плавное подключение второго этапа работы.

Второй этап связан с вызывание звука. На данном этапе у ученика впервые получается произнести сложный звук, например, [Ш], он может это делать самостоятельно или же с некоторой физической помощью логопеда (для этого используются логопедические зонды и их «заменители» индивидуальные коктейльные палочки, одноразовые ватные палочки и одноразовые деревянные шпатели). Возможно, малыш захочет похвастается дома этим достижением, но не обязательно сможет повторить вызываемый звук. В данном случае допускается совместная работа родителя и ребенка, когда «помогает» произнести звук родитель. Для этого логопед сначала консультирует родителя по поводу техники помощи в данном конкретном случае. После чего показывает, что и как нужно сделать, для того что бы помочь ребенку. После чего родитель пробует под присмотром специалиста провести необходимые манипуляции. Если эффект достигнут, то регулярная работа родителя и ребенка дома значительно ускоряет процесс корректировки того или иного звука. В общем и целом, второй этап можно считать завершенным при получении продолжительного (либо многократно повторяемого) чистого и устойчивого звука. Самое главное на данном этапе не забывать регулярно и корректно выполнять артикуляционную гимнастику. Помимо этого, необходимо продолжать закреплять произношение изолированного звука (по заданию логопеда).

Достигнув успехов в качественном произношении изолированного звука переходим к третьему этапу «автоматизация вызванного звука в различных речевых формах». В точисле в: слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях. На данном этапе ребенок повторяет речевой материал за логопедом или родителем. Одним из самых важных атрибутов данной вехи в работе с звукопроизношением это утрированное, чересчур акцентированное произношение поставленного звука как взрослым, так и ребенком. Например: мама говорит не «машина», а «маш-ш-ш-ш-шина» и ребенок повторяет также (в данном конкретном примере речь идёт о закреплении звука [Ш]). Аналогичная схема происходит и в случае постановки других звуков. Утрированное, выделенное произношение необходимо для того, чтобы звук, как говорят логопеды, «встал на место», закрепился в речи и полностью заменил собой старое искаженное звукопроизношение. Родителям крайне важно не забывать, что речевые навыки звукопроизношения нового звука на данном этапе еще крайне непрочные, и могут быть очень быстро утрачены, забыты и вытеснены ранее закрепленными некорректными произношениями звука. Именно поэтому необходимо поправлять/закреплять произношение регулярно каждый день, акцентированно нарочито выговаривая речевой материал вместе с ребенком. В некоторых случаях необходимо что бы все взрослые живущие с ребенком, на время поменяли дома свою речь на более медленную с ярко выраженным протяжным акцентом на корректируемом звуке. На данном этапе, снова необходимо напомнить о важности совместной работы учителя – логопеда и родителей. Так как с логопедом ребенок проводит крайне мало времени по сравнению со своей семьей и скорректированное звукопроизношение быстро утрачивается в виду отсутствия практики вне занятий.

После того как автоматизация в отдельных словах, словосочетаниях и предложениях достигнута или практически достигнута, подключается четвертый этап – автоматизация корректируемого звука в различных формах заученной речи, а именно в чистоговорках, рифмовках, стихах и рассказах. На данном этапе ученик заучивает чистоговорки, скороговорки и прочие стишки с акцентом на корректируемый звук. Крайне важно отметить, что при заучивании, повторении и воспроизведении речевого материала утрированное произношение из предыдущего этапа сохраняется для продолжения непроизвольной фиксации корректного звукопроизношения у ребенка. Дома крайне важно своевременно заучивать рекомендованные учителем – логопедом стихотворения, рифмовки, рассказы, так как именно они, скорее всего, используются во время индивидуальных и подгрупповых занятий. Это будет способствовать дополнительному формированию рефлекторного, корректного звукопроизношения, а также позволяет формировать «мышечную память». В очередной раз важно напомнить об утрированном/акцентированном и протяжном произношении корректируемого звука.

На следующем этапе введения в речь корректного произношения звука, помимо ускорения темпа произнесения заученных ранее чистоговорок, скороговорок и прочих стишков добавляется еще один прием при котором внимание акцентируется на исправлении неточностей, сознательно (специально) допущенных взрослым, при употреблении изучаемого звука в словах, словосочетаниях, предложениях, различные формы ускоренной речи (скороговорки, стихотворения, рифмовки и т. д.). Совместно с регулярным ускорением темпа произношения все вышеперечисленное служит важным средством наиболее быстрой и правильной автоматизацией правильного произношения вызванного звука. Кроме того, при ускоренном произнесении текста, вновь «выученный» звук сливается с общим потоком речи, то есть становится не утрированным, а привычным для слуха окружающих. Плюс ко всему в это же время артикуляция звука делается более естественной и удобной для ребенка. Утрированное произношение больше не требуется ни от взрослых, ни от ребенка. Однако, важно помнить, что продолжение ежедневного закрепления речевого материала как на уроках, так и в домашних условиях актуально не меньше, чем на самых начальных этапах работы по корректировке звукопроизношения.

В тот момент, когда логопед понимает, что ребенок способен произносить быстро и достаточно четко корректируемый звук, совместная работа переходит к совей завершающей фазе. Шестой этап — это автоматизация вызванного звука в различных формах самостоятельной речи. Например, называние предметов (объектов, действий, составление предложений, описание ситуаций, пересказ текстов, составление рассказов, диалог на заданную тему и многое другое. Сроки окончания данного этапа зависят в гораздо большей мере именно от работы ребенка внутри семьи, чем от работы с логопедом на занятиях. Можно сказать, что на данном этапе основную работу проводит уже не логопед и что это этап, когда родители, бабушки и дедушки должны помочь ребенку окончательно закрепить правильное произношение звука или звуков в самостоятельной речи. Необходимо регулярно следить за произношением постоянно, напоминать при необходимости, о «трудном» звуке, и обязательно хвалить за успехи. Только после автоматизации звука в самостоятельной речи коррекция звукопроизношения может считаться законченной.

Подводя итог можно только еще раз повторить главный тезис. Залог успешной автоматизации звуков – работа с родителями. Ребенок, овладевший правильной артикуляцией нарушенного звука, требует особого внимания со стороны взрослых. На первом этапе автоматизации – логопед работает над четким, правильным произношением звука изолированно, затем в слогах и в словах. В дальнейшем необходима совместная с родителями работа по автоматизации звуков в повседневной жизни. На плечи родителей ложится обязанность поправлять ребенка следят за тем что бы ребенок не «путал» звуки в словах и предложениях. Только совместная работа приводит к максимальному эффекту корректирующей терапии. Так как дети понимают, где и с кем нужно проговаривать звуки четко, а где можно расслабится и говорить привычным образом. Поэтому при работе над автоматизацией звуков, должна быть включенность всех участников коррекционно-образовательного процесса (логопед, воспитатели, родители).

Требуется понимать, что автоматизация звуков для ребенка-это тяжелый труд. Не стоит требовать от него мгновенных результатов. Процесс постепенный и плавный.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии»Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии» Автоматизация звуков у ребенка с нарушением речи - обязательный этап в коррекции звукопроизношения. У кого-то он проходит быстро, у кого-то.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях»Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях» Конспект занятия «Платье для Золушки» (Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях) Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах.

Материалы для автоматизации сонорных звуков. Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р]» Конспект занятия по звукопроизношению Тема: “Автоматизация звука [Р]” Цели: Коррекционно-образовательные: - Дать детям понятие о механизме.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звуков в речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 августа 2021 в 10:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация звуков в речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Останкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД