Любовь Шкунова
Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева
▼ Скачать + Заказать документы
Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.
Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д.
Почему именно склад?
"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.
Публикация «Автоматизация звуков с использованием методики Н, А, Зайцева» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Методика и кубики Зайцева Н.А.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Склады на кубиках
Склады ребенок видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.
Почему кубики?
Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова, которое начинает формироваться лишь к школе.
Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их проговаривать правильно, а также читать. Идея Зайцева проста : что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
Обучение по Зайцеву укрепляет здоровье и развивает органы чувств
Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств.
Цвет их ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз, текст крупный и виден издалека, пособия расположены в разных местах помещения, а значит, во время игры идет тренировка глазных мышц.
Кубики издают звуки разного тембра и высоты, а родитель или педагог будет много раз "озвучивать" кубики. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
Часто находясь в руках у детей, кубики разного размера будут воздействовать на мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.
Если пособия грамотно размещены, вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз, можно навсегда забыть о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и дидактической перегруженности в результате занятий.
«Кубики Зайцева» — мощное оружие против целого ряда нарушений в детской нейрофизиологии и педиатрии.
По словам Л. С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой».
Преимуществ очень много:
• На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
• Обогащается словарный запас;
• Вырабатывается навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
Цель:
• обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному звукопроизношению и чтению.
Задачи:
1. Совершенствовать звукопроизношение детей, автоматизацию и дифференциацию звуков.
2. Развивать фонематический слух.
3. Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
4. Овладевать техникой складового чтения.
Режим занятий: два раза в неделю в течение 8 месяцев.
Категория участников: дети старшей и подготовительной групп.
Ожидаемые результаты:
1. Чистое звукопроизношение.
2. Сформированный навык осознанного чтения.
Содержание
Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 5 до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н. А. Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 2 раза в неделю, в специально отведённой игровой с использованием таблиц и кубиков Н. А. Зайцева. Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением лексической темы, т. е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения
Содержание работы. Продолжительность.
1 Работа с кубиками и таблицами по методике Н. А. Зайцева 5 мин
2 Артикуляционная гимнастика 5
3 Работа со слогами, словами, предложениями 10мин
4 Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание букв, слов и т. д.) 5 мин
Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н. А. Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе.
Этапы автоматизации звуков
(по методике Н. А. Зайцева)
I этап – установочные занятия (2 часа).
На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные игры и т. д. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят.
Задачи I этапа:
1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.
2. Знакомство дошкольников с особенностями обучения.
3. Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
II этап - запоминание складов.
На этапе запоминания автоматизированных складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (су со са сэ сы и др.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки» : про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т. д. ,песенка "насоса" - СУ,СО,СА,СЭ,СЫ,С, "шипелочки"- ШУ,ШЁ,ШО,ША,ШЕ,ШИ,Ш и др. что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Задачи II этапа:
1. Введение ребё нка в знаковую систему:
а) знакомство со складом;
б) выделение и показ определённого склада;
в) графическое оформление склада;
г) классификация складов.
2. Развитие артикуляции, дикции, дыхания, формирование правильного произношения звуков.
III этап – выход в слово.
Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т. д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов по таблице автоматизированных звуков. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.
Задачи III этапа:
1. Овладение техникой складового чтения:
а) «написание» слов (автоматизированных звуков)по таблице и кубиками;
б) выделение ударного склада;
в) усвоение правила написания слов с большой буквы;
г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.
2. Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.
3. Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.
IVэтап – выход в предложение.
Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален (исходя из этапа работы над звуком). При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н. А. Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы, русских народных сказок, чистоговорок, скороговорок и др. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т. д.
Задачи IV этапа:
1. Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».
2. Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.
3. Стимулирование познавательного интереса к чтению.
4. Введение автоматизированного звука в речь.
Примерное планирование индивидуальных занятий по кубикам
Н. А. Зайцева
1. Попевки по таблице (речевое дыхание, слуховое и зрительное восприятие, гимнастика для глаз).
2. Звукоподражание на нужный звук : "Насос -с-с-с", "Змея -ш-ш-ш", "Жук-ж-ж-ж", "Кораблик- л-л-л", "Собака - р-р-р" и др. (дети выбирают автоматизированную слоговую дорожку)
3. Артикуляционная гимнастика на автоматизированный звук (см. пер-спективное планирование).
4. Слоговые песенки по автоматизированным звукам с использованием пальчиковых игр (массажными мячиками, су-джок, колечками и др.)
5. Игры на развитие фонематического восприятия "Что звучит, угадай" (кубики со звуковыми наполнителями "железные" или "деревянные", "Принести кубик, который пропели"
Литература
Зайцев Н. А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
Зайцев Н. А., Струве Г. А. Читай и пой. – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
Зайцев Н. А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счёт. – СПб. : Лань, 1997.
Зайцев Н. А. Комплект «Складовые картинки». – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
Андриевская З. Н. Уроки для родителей. – М. : Аркти, 2005.
Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии по комплексному развитию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005.