Елена Злобина
Конспект занятия в старшей группе «Автоматизация звука [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия. Автоматизация звука [Ш] (в сочетании ШК) в словах и фразах
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить понятие о звуке [ш], акустических и артикуляционных признаках данной фонемы
2. Автоматизировать навыка правильного произношения звука [ш] в слогах и словах со стечением согласных ШК, в предложениях и скороговорках.
Коррекционно-развивающие:
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать фонематическое восприятия: умения слышать звук среди других и определять место звука Ш в словах, подбирать картинки сходные по звучанию.
2. Развивать навык словоизменения: образование форм родительного падежа единственного числа имен существительных.
3. Развивать межполушарное взаимодействие с помощью нейроигр.
4. Развивать слуховую память, внимание и пространственные представления.
5. Обогащать словарный запас.
Коррекционно-воспитательные:
1. Прививать навык самоконтроля за речью. (Ты правильно сказал)
2. Воспитывать интерес к занятию.
Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; игрушки: мишка, зайка, змейка, мышка, лягушка; мяч; предметные картинки; звуковые кружочки или кубики; компьютерная игра «Разложи картинки по ящикам»; счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Я рада снова видеть тебя на занятии! Какое у тебя настроение?
2. Повторение пройденного.
С каким звуком работаем. Кто его издаёт.
3. Сообщение темы и целей занятия.
Сегодня продолжим работу над звуком Ш.
-Произнеси его и попробуй рассказать о звуке Ш, что ты знаешь.
- Правильно, сегодня мы будем повторять звук [ш].
Характеристика звука. Акустические признаки.
- Давай определим, какой это звук : гласный или согласный?
- Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).
- Давай проверим, какой это звук : звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [ш].
- Глухой.
- Этот звук твёрдый или мягкий?
- Твёрдый.
- Какой цветом мы его обозначим?
- Синим цветом.
- Правильно, звук [ш] согласный, звонкий, всегда твёрдый.
Связь звука с буквой.
- Согласный звук [ш] обозначает буква Ш. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из счётных палочек.
4. Артикуляционная гимнастика
- Чтобы красиво и правильно произносить звук [ш], нам нужно сделать зарядку для губ и язычка. Вспомним наши артикуляционные упражнения.
Выполнение упражнений для губ и языка: “ Бегемотик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Бублик”, “Парус”, “Маляр”, “Блинчик”, “Вкусное варенье”, «Чашечка», «Чищу зубы».
5. Произношение изолированного звука.
- Ой, кто это там шуршит?
- Да это же Змейка, наша добрая знакомая. (Достаем игрушку) Она умеет прекрасно шипеть: Ш-Ш-Ш-….
- Пошипи, как Змейка? Произноси звук “Ш-Ш-Ш”, изображая движения змейки сначала одной, а потом другой рукой).
6. Автоматизация звука в слогах. Повтори за мной слоги.
- Помоги Змейке проползти по тропинке через камыши. Двигай пальчиком по дорожке и читай слоги: ШКА-ШКА-ШКА-ШКО-ШКО-ШКО-ШКУ-ШКУ-ШКУ-ШКЫ-ШКЫ-ШКЫ-ШКИ-ШКИ-ШКИ.
7. Автоматизация звука в словах. Развитие навыка слогового анализа слов. Развитие пространственных представлений.
а) Игра «Помоги лягушке!»
- У Лягушки-квакушки рассыпались картинки. Помоги ей: разложи картинки в шкафчике по полочкам. Называй картинку и клади на полочку. Начни с верхней полки.
б) Д/игра Подобрать картинки сходные по звучанию
Лягушка-квакушка спрашивает:
- Что находится на верхней полке? На нижней полке? На средней полке?
На верхней полке слева? На нижней полке справа? Между …., слева от, справа от?
в) Игра «Чего не стало». Развитие навыка словоизменения: образование форм родительного падежа единственного числа имен существительных.
- Лягушка-попрыгушка спрячет картинку, а ты вспомни её и назови.
г) Деление слов на слоги (слова-названия картинок из шкафчика)
Стоя, делим слова на слоги, отхлопывая слоговой состав слова.
8. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Исправь «перепутанные» стихи»
читать «перепутанные» стихи, а ты внимательно слушай и сразу же их исправляй.
С другом мы играли в чашки …. (в шашки).
Пили чай из белой шашки….(чашки).
Вылезла их норки шишка … (мышка,
На нее упала мышка … (шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки …. (шишки).
В воздухе летала кошка …. (мошка).
Молоко лакала мошка …. (кошка).
9. Развитие понятия «многозначные слова». Автоматизация звука Ш в предложениях.
- Зайчишка хочет рассказать, что однажды случилось с мишкой-топтыжкой. Послушай его.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в мишку угодила.
Застонал, заохал мишка:
- На носу вскочила шишка!
- Что делала белка?
- Что с ней произошло?
- Куда угодила шишка?
- Что случилось с мишкой?
- На дереве, на сосне или на ели, растет ШИШКА. И на носу у мишки вскочила ШИШКА. Слово ШИШКА имеет 2 значения, оно многозначное.
10. Развитие навыков словоизменения. Автоматизация звука Ш в скороговорках.
а)Автоматизация звука Ш в скороговорке.
- Кошка в окошке шапку шьёт.
Мышка в сапожках избушку метет.
11. Итог занятия.
- Кто же был у нас сегодня в гостях?
- С каким звуком мы работали? Какой это звук?
-Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [ш] в слогах, словах, предложениях и скороговорках.