Минниева Регина
Конспект по автоматизации звука [Л] в смешанных позициях «Путешествие на планету Шариус»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука [Л] в смешанных позициях
«Путешествие на планету Шариус»
Цель занятия: Автоматизация правильного звукопроизношения звука [Л] в слогах, словах, фразах в смешанных позициях с использованием мячей разного размера.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- уточнять артикуляцию звука [Л];
- автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, фразах;
- закреплять умение согласовывать сущ. ед. чис. с числительным, употреблять сущ. ед. числа в род. падеже;
- упражнять в грамматически правильном построении фразы из отдельных слов.
Коррекционно - развивающие:
Публикация «Конспект по автоматизации звука [Л] в смешанных позициях „Путешествие на планету Шариус“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Развивать интонационную окраску речи;
- развивать фонематический слух; слуховое и зрительное внимание;
- продолжать работу над развитием пальцев рук, внимания, памяти, координацию движений.
воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и речевую активность в течение всего занятия.
- воспитание эмоциональной отзывчивости;
Используемые технологии:
наглядые; мультимидийная презентация; схема произношения звука [л]; картинки на звук [л]; воздушные шары, на которых изображены разные эмоции (грусть, злость, удивление, спокойное, радость);
словесный: беседа; вопросы к детям; чистоговорки; стихотворение.
практические; координация речи и движений, артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Материал и оборудование:
мячи: обычный резиновый, мягкий малый, массажный; фитбол; схема произношения звука [л]; шарф; магнитная доска; картинки на звук [л]; воздушные шары, на которых изображены разные эмоции (грусть, злость, удивление, спокойное, радость); шнурки по количеству детей; бусы; клубок ниток; кегли; ИКТ;
Интеграция областей: физическое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Возрастная группа: старшая.
Форма организации: подгрупповая.
Предварительная работа: Подвижная игра (координация речи с движением) артикуляционные упражнения на твердый звук [л], постановка твердого звука [л] на индивидуальных занятиях, автоматизация твердого звука [л] в слогах, словах, в предложениях
Ход:
.Вводная часть. Звучит спокойная музыка. Дети входят в кабинет, и вместе с логопедом берутся за руки.
Учитель – логопед и дети:
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, здравствуйте все!
Логопед: Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмемся за руки и сделаем «солнышко»
Координация речи с движением
Проснулось солнышко и сладко зевнуло,
Солнышко лучик тебе протянуло.
Солнышко щечки тебе поласкало,
Солнышко доброе утро пожелало!
Ребята, солнце с нами поиграло. А я вам предлагаю отправится в путешествие в одну из сказочных планет, а называется она «Шариус», а называется она так, потому что все жители и все предметы находящиеся там имеют круглую, упругую, шарообразную форму.
Сегодня на занятие нас окружает много разных мячей. С этими мячами мы будем играть, закрепляя правильное произношение звука [Л].
Давайте подготовим наши руки и пальчики, чтобы они были ловкими и сильными.
Пальчиковая гимнастика.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошки,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк!
Мяч катаю между рук!
Логопед: Ребята, посмотрите какие у них интересные мячи, а называются они фитболы, вам предстоит сесть на них и делать упражнение.
Упражнения на мячах - фитболах на развитие силы и длительности выдоха.
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье,
(Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)
Руки поднимем,
(Руки дугами внутрь вверх — вдох.)
Потом разведем
(Руки в стороны — выдох.)
И очень глубоко
Всей грудью вздохнем.
(Руки вниз, потом за голову.)
Дышим раз и дышим два,
За работу нам пора.
. Основная часть
Логопед. Ребята, жители этой планеты ужасно любопытные, они хотят знать, как вы выполняете гимнастику для язычка.
Жил был маляр. Встал он утром рано съел блинчик с чаем. Посмотрел на часики и вспомнил, что нужно ему покрасить стену. Покрасил и пошел на улицу кормить индюка. Как покормил решил покачался на качелях. Маляр увидел вдалеке пароход он плыл и гудел (ЛЫ Ы Ы). Пароход раскрыл свой парус и уплыл далеко – далеко в море. А маляр пошел домой отдыхать после тяжелого трудового дня.
Давайте вспомним, как правильно произносить звук [Л] (губы открыты, зубы разомкнуты, язык наверху, ощущается теплый поток воздуха). (Схема)
Звук [Л] – это какой звук? (согласный, твердый, звонкий).
Логопед. Ребята, смотрите, какой большой, красивый и интересный мяч. Он хочет, чтобы мы с ним поиграли. Звуки я сказать хочу, и по мячику стучу. Вам предстоит по очереди ударять мяч об пол и ловить его, при этом произносить четко звук [Л] в слогах (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ).
Логопед. Ребята, посмотрите какой интересный мяч.
«Мячик мы ладошкой гладим и все вместе повторяем» Давайте сядем на стульчики и будем катать мячик друг другу так, чтобы он не упал на пол, но при этом мы будем проговаривать чистоговорки:
ЛА-ЛА-ЛА – новая метла
ЛО-ЛО-ЛО – платье мне мало
ЛУ-ЛУ-ЛУ – я ем лук
АЛ-АЛ-АЛ – гуляли возле скал
ОЛ-ОЛ-ОЛ – я забил гол
УЛ-УЛ-УЛ – пенал упал на стул
Первый ребенок проговаривает первую часть чистоговорки, второй ребенок – вторую часть.
Логопед. А вот и другой мяч, поменьше. Мяч поймайте и считайте – слова изменяйте. Мы будем бросать мяч и слова изменять. Счет до 7 (смелый солдат). Дети в процессе игры изменяет словосочетание (смелый солдат) в соответствии с числительным.
Логопед. На этой сказочной планете, очень любят играть и жители планеты Шариус предлагают нам поиграть. Слово это изменяй, изменяя – удлиняй. Возьмите маленький мягкий мячик. Нужно попасть этим мячиком по картинкам, по кеглям, назвать их и сказать, чего не стало. (Лук, стол, ландыши, пенал, стул, флаг, котел) и по очереди Бросают мячик по кеглям и называют, чего не стало, при этом правильно проговаривают окончание называемого слова в родительном падеже. (картинки на звук [Л]).
Логопед. Посмотрите, какие человечки живут на этой планете. У каждого свое настроение. Они очень рады гостям, они предлагают вам поиграть. Возьмите шарик, посмотрите какое настроение у этого шарика, с таким настроением вы постарайтесь повторить предложение.
У меня спелое яблоко.
У меня круглый клубок.
Пластмассовый колпачок.
Сладкий шоколад.
Флакон сделан из стекла.
Дети берут шарик и проговаривают предложение грустно, обычно, зло, удивленно, радостно.
Логопед. Ребята, вы наверное устали, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в нашу игру «Я знаю…». Берем шарф за разные концы. Кладем мяч на середину шарфа и начинаем перекатывать его, при этом вспоминайте слова со звуком [Л]. (Лошадь, луна, ласточка, лампочка, лупа, пенал, бокал, и т. д.).
Логопед. Ребята, я вам предлагаю, сделать подарок для жителей планеты. «Звук услышу нужный – раз! Шарики соберу все - два» Посмотрите, бусинка такие красивые, как маленькие мячики. Если вы услышите в слове звук Л нанизывайте на шнурок синюю бусинку, если звука нет, то белую. (Ластик, картон, колобок, ручка, пенал, мыло, дерево, снег, белка, акула).
Логопед. Дети, на этой планете человечки любят не только отдыхать, но и трудится. Они делают не обычные мячи – клубочки. Посмотрите, какой интересный у них есть мячик. Это клубок из ниток, но он размотан, давайте поможем жителям этой чудесной планеты и намотаем нитки на клубок, чтобы получился мячик, но при этом будем рассказывать стихотворение, которое мы с вами начали учили на прошлых занятиях.
Не жалела мама мыла
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла
.Заключительная часть
Логопед. Молодцы дети, но нам пора возвращаться домой, на родную планету Земля. (показ видеозаписи).
Логопед. А что вам особенно понравилось? С каким звуком мы играли, в какие игры играли?
Дети делятся впечатлениями.
Логопед. Я предлагаю вам себя оценить. Если вы считаете, что со всеми заданиями справились, вам было легко, выберите смайлик с улыбкой, а если считаете, что с чем – то не справились, какие – то задания у вас вызывали трудности, выберите грустный смайлик.
Дети выбирают смайлик. Логопед делает анализ по проделанной работе, просит некоторых детей оценить выбор другого ребенка, и обязательно подчеркивает тех, у кого грустный смайлик, что в следующий раз они обязательно постараются.
Логопед. Спасибо ребята! Вы сегодня хорошо постарались, дружно играли! И мне понравилось с вами играть! А сейчас можете отдыхать.
Я дарю вам воздушные шарики, чтобы вы с ребятками в группе поиграли.
До свидания ребята!
Литература
1. Т. С Перегудова, Г. А. Османова «Вводим звуки в речь Л-Ль;
2. О. И Крупенчук «Пальчиковые игры»;
3. О. И Крупенчук «Интерактивная артикуляционная гимнастика»