Ирина Ломанова
Конспект НОД с использованием технологии синквейн по автоматизации звука [Р] в слогах и словах «Путешествие с роботом»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
: Закрепление правильного произношения звука Р в слогах, словах.
Коррекционно-образовательные: уточнение и расширение словарного запаса, закрепление правильного произношения звука Р в слогах, словах, обучение звуковому анализу и синтезу слов, формирование фонематического восприятия;
Коррекционно-развивающие: повышение речевой активности, развитие физиологического дыхания, зрительного внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения;
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.
Публикация «Конспект НОД с использованием технологии синквейн по автоматизации звука [Р] в слогах и словах „Путешествие с роботом“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Оборудование
: мяч, мольберт с картой, игрушка – РОБОТ, кораблик из плотной бумаги, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, солнечные лучики, ракушки)
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Давайте поздороваемся и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать мяч.
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом
1. Проблемная ситуация:
Логопед: К нам в гости пожаловал … давайте отгадаем, кто же это?
Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов - картинок. (Роза, облако, барабан, озеро, туфли) – «РОБОТ»)
РОБОТ: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас пригласить в путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, на которой указано место, где спрятаны сокровища. К ним можно добраться только на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да.
РОБОТ: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы найдем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
2. Дыхательная гимнастика Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет теплое солнышко, мы дышим морским целебным воздухом. Давайте подышим свежим воздухом (Вдох носом - выдох ртом).
3. Развитие зрительного внимания
Логопед: (разворачивает карту и показывает детям). Ребята, вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте.
РОБОТ: Я буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, что это. (Показывает картинки, нарисованные по точкам – якорь, штурвал, капитан, чайка, остров).
Дети отгадывают, что нарисовано на картинках. Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»
3. Введение в тему.
Характеристика звука.
Логопед: Посмотрите, РОБОТ выловил в море бутылку. А в ней – записка: «Послушайте веселую скороговорку и определите, какой звук чаще всего слышится в ней?»
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
-Сено грабь граблями, краб. (Ответы детей).
Логопед: Расскажите об этом звуке, используя схему (алгоритм синквейна). -Какой это звук? (гласный или согласный, звонкий или глухой). -Как он произносится? (трещит, рычит, тарахтит). -Легко его произносить? (Трудный звук). -Вы научились произносить этот трудный звук – какие чувства вы испытываете? (Радость).
Логопед: Вы порадовали меня. Можем плыть дальше.
II. Основная часть.
Логопед: Дети, посмотрите, Какая-то птица Все ближе и ближе по воздуху мчится. А в клюве у нее - письмо. В нем – следующее задание.
1. Развитие фонематического восприятия
Игра “Замени звук” (игра с мячом).
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Логопед: Я буду называть слова, а вы постарайтесь заменить 1-ый звук в слове на звук Р. Кот – рот, мак -, коза -, танец -, лама-, мука -, нога -, губка-, хобот-, мычать-, шов -….
2. Развитие мелкой моторики
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из ракушек. Молодцы! Отправляемся дальше в путь и поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика Цель: Координация речи с движением, развитие мелкой моторики.
Рыбки
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)
3. Игра “Собери цветы”. Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Логопед: Ребята, наш корабль причалил к острову. Посмотрите, перед нами цветочная поляна. но какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше». Лепестки цветов все разбросаны по полянке. Давайте соберем цветы.
Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Р в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Р в середине слова, и третья команда – звук Р в конце слова.
Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, я вами горжусь! Пора и поиграть.
4. Физминутка Цель: координация речи с движением, снятии усталости и напряжения, - внесении эмоционального заряда. «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
5. Чтение прямых и обратных слогов Цель: Отработка навыка послогового чтения.
Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров, на котором и спрятаны сокровища. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. (РА, РО, РУ, РЫ, РЭ, АР, УР, ОР, ЫР, ЭР). Дети читают слоги.
6. Звуковой анализ слова.
Логопед: Посмотрите-ка ребята, какая прекрасная погода. Дует теплый ветерок, светит солнышко, в море плавает…
- Здесь новый конверт с заданием. Надо расшифровать слово по слогам (РЫЖИК, ЖАБА). Из первого слова возьмите 1 слог, из второго 2 слог. Какое слово получилось? (РЫБА)
- Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают)
- Сколько слогов в слове РЫ-БА? (два).
- Давайте, ребята, возьмем по лучику и выложим схему этого слова. (Дети работают с фишками).
- Дети дают характеристику звукам.
(Поднять вверх лучики, чтобы показать гостям правильность выполнения задания)
Логопед: Какие Вы молодцы!
III. Итог.
Логопед: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались до сокровищ, которые спрятаны в этом ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.
РОБОТ: Я вспомнил, у меня же есть ключик, только я не знал от чего он. (Дети раскрывают ларец, находят там угощения).
Составление синквейна «Путешествие» по алгоритму Вам понравилось путешествие? (Да). Путешествие было каким? (Варианты ответов: интересным, увлекательным, опасным, трудным). Что мы делали? (Варианты ответов: играли, составляли, читали). Что вы чувствовали? (Варианты ответов: Мне очень понравилось. Было очень интересно). Как можно назвать это путешествие? (Варианты ответов: игра, путешествие).
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»
- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- С каким звуком и буквой мы познакомились?
- Где мы с вами побывали?