Людмила Гратволь
Арт-терапия как средство коррекции тревожности и страхов у детей с проблемами в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия как средство коррекции тревожности и страхов
у детей с проблемами в развитии
На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной ее коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной. Эта работа необходима для сохранения психического здоровья ребенка.
Публикация «Арт-терапия как средство коррекции тревожности и страхов у детей с проблемами в развитии» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.
Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми нашей категории можно выделить основные направления использования искусства в этой работе. А именно:
- психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений;
- психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу;
- психологическое, выполняющее регулятивную, коммуникативную функции;
- социально-педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.
Ведущие отечественные специалисты в области арт-терапии А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская предлагают рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, применяемых к контексте изобразительной деятельности, психокоррекции, психопрофилактики, а также реабилитации и тренингов с детьми с ОВЗ.
Используемые формы и методы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические, развивающие эффекты. Инновационные подходы к образованию должны опираться на проявление творческого потенциала детей. Для этой цели используются формы взаимодействия, которые основаны на игровой и изобразительной деятельности.
Результаты, которых помогает достичь арт-терапия :
1. Выражение эмоций, в том числе негативных и преобразование их в позитивные, которые большинство взрослых подавляют в себе.
2. Понимание и принятие себя через прислушивание к своим ощущениям в процессе, это часто помогает найти ответ на интересующий вопрос и выход из сложной ситуации.
3. Отвлечение от проблем и мыслей, которые угнетают, психологическая перезагрузка.
4. Повышение самооценки.
5. Личностное развитие, обретение внутренней гармонии.
6. Наполнение жизни чем-то интересным и увлекательным.
7. Реализация творческого потенциала и личностных особенностей через творение.
Арт-терапия является абсолютно безопасной для всех людей. Она не имеет никаких противопоказаний и строгих указаний к применению. Ее рекомендуют использовать не только как метод лечения психических расстройств и выхода из тяжелых эмоциональных состояний, но и как систематическую профилактику.
Существует множество видов творчества, применяемых для арт-терапии :
Музыкальная - подходит детям со всеми отклонениями и проблемами в развитии;
Театральная - эффективна для детей, чьи проблемы не связаны с заниженной самооценкой. Стеснительным и замкнутым лучше отдать предпочтение другим видам искусства;
Игровая - подходит как детям, так и взрослым. Для первых это один из основных видов деятельности, для взрослых - способ погрузиться в воспоминания
Художественная (рисование) - применяется для преодоления невроза у детей. На начальной стадии терапии лучше отдать предпочтение краскам и мягкой кисточке, чем карандашам и фломастерам. Рекомендуется взять широкую палитру цветов. От линеек и прочих предметов, помогающих чертить ровные линии, лучше отказаться
Маскотерапия - подходит детям с комплексами и серьезными проблемами, связанными с восприятием себя как части общества;
Песочная - идеально подходит как метод профилактики психических расстройств у детей, для разрядки интровертов в трудной ситуации;
Цветовая - психологи рекомендуют применять цветотерапию для выплескивания свои переживаний и обид через краску и взаимодействуя в подгруппе детей тактильно, они сближаются и становятся более открыты друг к другу;
Сказкотерапия - применяется в основном для поддержания эмоционального состояния детей.
Лепка - идеально подойдет людям, переполненными агрессией и злостью.
Разновидности арт-терапии одновременно являются ее методиками. Они постоянно пополняются с расширением творческих возможностей современного социума.
Также существуют приемы арт-терапии для детей :
1. Во время звучания песни нужно подпевать, танцевать и демонстрировать жестами и мимикой все, о чем поется. Таким образом укрепляется эмоциональная сфера, развиваются коммуникативные и творческие навыки, способности адекватно реагировать на события в жизни.
2. Нарисовать людей или предметы на заданную или вольную тему ("Кем я хочу быть", "Моя мечта", "Мои родственники"). Поможет специалисту понять, как ребенок воспринимает себя и окружающих, его самооценку и скрытие желания.
3. Нарисовать картину пальцами, природными материалами, краской без заданной темы. Это прием марания, нацелен на выброс негативных эмоций у детей (особенно дошкольного возраста) склонных к агрессии и гиперактивности, на развитие фантазии.
4. Сделать произвольное количество отпечатков ладошки, пальцев или других предметов на бумаге с помощью красок. Это прием монотипии, он помогает справиться со злостью.
5. Нарисовать любую картину на мокром листе бумаги красками. Капли красок разных цветов будут растекаться, переходя одна в другую, образуя причудливые абстрактные формы и новые оттенки. Участвуя в процессе и наблюдая за ним, ребенок успокаивается, снимает напряжение и отвлекается от проблем.
6. Нарисовать что угодно карандашами, мелками или фломастерами с помощью завитков и каракуль. Прием широко используется в психотерапевтических практиках. Упражнение позволяет снять мышечный тонус и развивает усидчивость.
7. Слепить из пластилина то, что тревожит ребенка, высказать творению все, что хочется, уничтожить его или трансформировать в более привлекательную фигуру. Упражнение помогает сбросить напряжение и найти решение проблемы. Подходит детям старшего возраста.
Все задания для детей должны быть просты и понятны, чтобы они могли сконцентрироваться только на творчестве и эмоциях и не размышляли над способом реализации методики.
Учитывая безвредность метода арт-терапии, ее можно применять в домашних условиях. Просмотр фильма, прослушивание музыки и искреннее обсуждение, особенно волнительных моментов, с близкими, рисование в блокноте, сочинение историй, песен или стихов помогут отвлечься от трудностей, сублимировать негатив. Рекомендуется практиковать любые способы творческой разрядки регулярно, чтобы избежать депрессивных состояний.
Список используемой литературы:
1. Зайцева И. А., Кукушкин В. С, Ларин Г. Г., Румега Н. А, Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И доп. – М. :ИКЦ “МарТ”; Ростов н/ Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. – 352с. (Серия “Педагогическое образование”)
2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с. ,илл.
3. Рабочая книга школьного психолога. П/ред. Дубровиной И. В. Москва,1995