Департамент труда и социальной защиты
Арт-терапевтические занятия в столичных семейных центрах помогают детям справляться с эмоциями
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
На занятиях арт-терапией дети учатся выражать свои чувства и расслабляться. С начала года подобные занятия в столичных семейных центрах посетили уже более 5 тысяч детей. Подробнее рассказывает специалист семейного центра «Горизонт» Жанна Ульянова.
Позитивное влияние арт-терапии на эмоциональное состояние и развитие детей подтверждает успешный практический опыт специалистов семейных центров, где работают арт-студии для детей старше 4 лет. На творческих занятиях ребята учатся рисовать гуашью, акварелью, карандашами, пастелью и сыпучими материалами. Так раскрывается индивидуальность и креативность ребенка.
Публикация «Арт-терапевтические занятия в столичных семейных центрах помогают детям справляться с эмоциями» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
В учреждение обратилась Ольга, мама 7-летнего Александра. Женщину беспокоило, что сын неусидчив, его сложно чем-то надолго заинтересовать. Специалист порекомендовал Ольге вместе с Сашей посещать занятия арт-терапией. Мальчик пробовал разные направления в творчестве. Больше всего его заинтересовало рисование песком. Вместе с мамой они создавали изображения на световом столе.
«Саша стал лучше концентрироваться, спокойнее реагировать на промахи: если изображение не получится, песок можно встряхнуть и начать заново. Он радуется, когда ему удается изобразить дом, солнце, животное или любимого персонажа из мультика. Спасибо специалистам семейного центра за их работу и индивидуальный подход к каждой семье», – сказала Ольга.
Также в семейном центре помогли Виктории, мамы 5-летней Евы. Девочка стеснялась, испытывала трудности в общении со сверстниками, избегала новых знакомств. Специалисты предложили попробовать вид групповой арт-терапии под названием «Марания». На большом листе бумаги с помощью акварельных и гуашевых красок дети создают различные образы. Рисование прямых и изогнутых линий, отпечатков руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс. Он не думает о результате. Благодаря этому методу специалисты могут сделать выводы о эмоциональном состоянии ребенка по общему тону картины, характеру мазков, форме линий.
«Еве очень нравятся занятия. Она любит фантазировать и рисовать вместе с ребятами. У дочки появились новые друзья в центре, она не боится заводить знакомства. Ева стала более общительной и улыбчивой», – поделилась Виктория.
Специалисты проводят групповые и индивидуальные занятия по различным направлениям арт-терапии:
«Марания» – техника отличается от привычного рисования тем, что дети не изображают конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают образ так, как им хочется. В этой технике используются кисти, фломастеры, карандаши, различные подручные материалы. Рисование в технике марания снимает эмоциональное напряжение у детей и переводить негативные мысли в позитивные.
«Рисование на стекле» – наставники учат детей рисовать гуашью на стеклянной поверхности. Можно также использовать окно, зеркало, стеклянный стол. Ребенку нравится, как мягко скользит краска и легко размазывается пальцами. Такая техника помогает снять эмоциональное напряжение, сконцентрироваться на движениях и научиться спокойно реагировать на неудачи.
«Монотипия» – ребенок создает рисунок красками на скользящей поверхности. Например, на стекле, пленке или пластике. Затем он прикладывает лист бумаги, чтобы изображение отпечаталось. После этого можно дополнительно прорисовать четкие линии и мелкие детали. Такой увлекательный процесс расслабляет ребенка, помогает ему вместе с ребятами открыто проанализировать свою работу.
«Рисование песком» – это может быть любой сыпучий материал: песок, соль, крупы, макароны, сухие листья. На занятиях специалисты помогают детям выйти за рамки привычного рисования и научиться мыслить нестандартно. Песчинки в руках оказывают расслабляющее действие, ребенок чувствует себя свободно и уверенно.
«Комикс» – на ватмане ребенок рисует историю героя. Он сам придумывает сюжет и персонажей. В процессе можно использовать краски, мелки, цветные ручки, карандаши, фломастеры. Это упражнение помогает снизить эмоциональное напряжение у ребенка, сформулировать его желания, проблемы и переживания.
«Преимущество арт-терапии в том, что ребенок воспринимает занятия как интересную игру и легко идет на контакт. Такие техники помогают детям проявить скрытые эмоции и развить творческий потенциал. А разнообразие видов арт-терапии позволяет решать большой спектр задач: понимание себя, выстраивание отношений с окружающими, проработка переживаний», – сказала Жанна Ульянова.
Справочно
Для поддержки московских семей работают 26 городских организаций помощи родителям с детьми: 23 семейных центра, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Подробную информацию об услугах центра можно узнать на портале «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, с ним свяжутся и проконсультируют в течение одного рабочего дня.
Специалисты центров осуществляют психологические консультации, налаживают детско-родительские отношения, оказывают правовую помощь, работают с подростками, проводят тренинги и развивающие занятия. В учреждениях создана служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.