ЛАРИНА ОЛЕСЯ
Аннотация программы дополнительного образования дошкольников по познавательному развитию «Хочу все знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
дополнительного образования дошкольников
по познавательному развитию
«Хочу все знать»
для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет
Разработчик:
Ларина Олеся Федоровна,
воспитатель
Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи, сроки реализации программы
1.3 Планируемые результаты освоения Программы
II. Содержательный раздел
Темочки:
2.1 Интеграция образовательных областей в работе по реализации программы
2.2 Содержание работы по обучению.
III.Организационный раздел
3.1 Учебный план
3.4 Условия реализации рабочей программы
3.4.1. Учебно – методическое обеспечение
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра. Занятия детьми воспринимаются как – «ИГРА». Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
1.2 Цель, задачи, сроки реализации программы
Цель: Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
-Развивать собственный познавательный опыт.
-Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
-Воспитывать познавательный интерес.
-Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Условия реализации:
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста, включает занятия по экспериментированию с использованием необходимого оборудования. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 15 минут. Для реализации программы созданы условия : оборудован уголок экспериментирования, имеются необходимые материалы и оборудование.
1.3 Планируемые результаты освоения Программы
В результате проведения занятий кружка у детей:
- Сформируется диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
-Разовьется собственный познавательный опыт.
-Разовьется поисково-познавательная деятельность.
-Сформируется познавательный интерес, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
II. Содержательный раздел
2.1 Интеграция образовательных областей в работе по реализации программы
Программа составлена с учетом меж предметных связей по разделам:
«Физическая культура» – дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом, играя в подвижные игры.
«Конструирование, ручной труд» – знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху, учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
«Экологическое воспитание» – изучают последовательность времен года.
«Изобразительная деятельность» – развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
«Игра», где знания и умения полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.
2.2 Содержание работы по обучению.
Перспективное планирование кружковой работы «Хочу все знать» с детьми группы «А» ОРН от 3-4 лет.
Месяц Тема Цель
Сентябрь
«Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
«Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер);
«Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
«Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
«Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
«Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
«Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
«Почему осенью бывает грязно» Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь
«Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
«Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
«Найди по звуку» Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
«Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь. «Горячо-холодно» Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
«Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
«Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
«Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
«Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
«Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
«Как воду превратить в лед» Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
«Изготовление цветных льдинок» Цель: познакомить с одним из свойств воды.
«Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
«Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности.
«Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март
«Плавает-тонет» Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
«Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
«Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
«Поплывет - не поплывет» Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель
«Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
«Древесина, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
«Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет.
«Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Май
«Здравствуй, солнечный зайчик» Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
«Веточка березы» Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
«Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
«Сравнение песка, почвы и глины» Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
III.Организационный раздел
3.1 Учебный план
Месяц Тема Количество занятий
Сентябрь
«Узнаем, какая вода»
1
«Игры с веерами и султанчиками»
1
«Поиграем с солнышком» 1
«Свойства песка»
1
Октябрь
«Чудесный мешочек»
1
«Поиграем с ветерком»
1
«Что в коробке»
1
«Почему осенью бывает грязно»
1
Ноябрь
«Волшебные дощечки»
1
«Легкий - тяжелый»
1
«Найди по звуку»
1
«Глина, ее качества и свойства»
1
Декабрь «Горячо-холодно»
1
«Чудесный мешочек»
1
«Окрашивание воды»
1
«Снег, какой он?»
1
Январь «Игры с соломинкой»
1
«Снег. Какой он?»
1
«Как из снега получить воду»
1
«Как воду превратить в лед»
1
Февраль
«Изготовление цветных льдинок»
1
«Мороз и снег»
1
«Свойства льда»
1
«Ветер по морю гуляет»
1
Март
«Плавает-тонет»
1
«Бумага, ее качества и свойства»
1
«Посадка лука»
1
«Поплывет - не поплывет»
1
Апрель
«Что в пакете»
1
«Древесина, ее качества и свойства» 1
«Спрячь пуговку»
1
«Ткань, ее качества и свойства»
1
Май
«Здравствуй, солнечный зайчик»
1
«Веточка березы»
1
«Пирожки для Мишки»
1
«Сравнение песка, почвы и глины»
1
3.4 Условия реализации рабочей программы
3.4.1. Учебно – методическое обеспечение
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).