ЛАРИНА ОЛЕСЯ
Аннотация программы дополнительного образования дошкольников по познавательному развитию «Хочу все знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
дополнительного образования дошкольников
по познавательному развитию
«Хочу все знать»
для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет
Разработчик:
Ларина Олеся Федоровна,
воспитатель
Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи, сроки реализации программы
1.3 Планируемые результаты освоения Программы
II. Содержательный раздел
Публикация «Аннотация программы дополнительного образования дошкольников по познавательному развитию „Хочу все знать“» размещена в разделах
2.1 Интеграция образовательных областей в работе по реализации программы
2.2 Содержание работы по обучению.
III.Организационный раздел
3.1 Учебный план
3.4 Условия реализации рабочей программы
3.4.1. Учебно – методическое обеспечение
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра. Занятия детьми воспринимаются как – «ИГРА». Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
1.2 Цель, задачи, сроки реализации программы
Цель: Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
-Развивать собственный познавательный опыт.
-Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
-Воспитывать познавательный интерес.
-Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Условия реализации:
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста, включает занятия по экспериментированию с использованием необходимого оборудования. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 15 минут. Для реализации программы созданы условия : оборудован уголок экспериментирования, имеются необходимые материалы и оборудование.
1.3 Планируемые результаты освоения Программы
В результате проведения занятий кружка у детей:
- Сформируется диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
-Разовьется собственный познавательный опыт.
-Разовьется поисково-познавательная деятельность.
-Сформируется познавательный интерес, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
II. Содержательный раздел
2.1 Интеграция образовательных областей в работе по реализации программы
Программа составлена с учетом меж предметных связей по разделам:
«Физическая культура» – дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом, играя в подвижные игры.
«Конструирование, ручной труд» – знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху, учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
«Экологическое воспитание» – изучают последовательность времен года.
«Изобразительная деятельность» – развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
«Игра», где знания и умения полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.
2.2 Содержание работы по обучению.
Перспективное планирование кружковой работы «Хочу все знать» с детьми группы «А» ОРН от 3-4 лет.
Месяц Тема Цель
Сентябрь
«Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
«Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер);
«Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
«Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
«Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
«Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
«Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
«Почему осенью бывает грязно» Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь
«Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
«Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
«Найди по звуку» Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
«Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь. «Горячо-холодно» Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
«Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
«Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
«Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
«Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
«Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
«Как воду превратить в лед» Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
«Изготовление цветных льдинок» Цель: познакомить с одним из свойств воды.
«Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
«Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности.
«Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март
«Плавает-тонет» Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
«Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
«Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
«Поплывет - не поплывет» Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель
«Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
«Древесина, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
«Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет.
«Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Май
«Здравствуй, солнечный зайчик» Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
«Веточка березы» Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
«Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
«Сравнение песка, почвы и глины» Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
III.Организационный раздел
3.1 Учебный план
Месяц Тема Количество занятий
Сентябрь
«Узнаем, какая вода»
1
«Игры с веерами и султанчиками»
1
«Поиграем с солнышком» 1
«Свойства песка»
1
Октябрь
«Чудесный мешочек»
1
«Поиграем с ветерком»
1
«Что в коробке»
1
«Почему осенью бывает грязно»
1
Ноябрь
«Волшебные дощечки»
1
«Легкий - тяжелый»
1
«Найди по звуку»
1
«Глина, ее качества и свойства»
1
Декабрь «Горячо-холодно»
1
«Чудесный мешочек»
1
«Окрашивание воды»
1
«Снег, какой он?»
1
Январь «Игры с соломинкой»
1
«Снег. Какой он?»
1
«Как из снега получить воду»
1
«Как воду превратить в лед»
1
Февраль
«Изготовление цветных льдинок»
1
«Мороз и снег»
1
«Свойства льда»
1
«Ветер по морю гуляет»
1
Март
«Плавает-тонет»
1
«Бумага, ее качества и свойства»
1
«Посадка лука»
1
«Поплывет - не поплывет»
1
Апрель
«Что в пакете»
1
«Древесина, ее качества и свойства» 1
«Спрячь пуговку»
1
«Ткань, ее качества и свойства»
1
Май
«Здравствуй, солнечный зайчик»
1
«Веточка березы»
1
«Пирожки для Мишки»
1
«Сравнение песка, почвы и глины»
1
3.4 Условия реализации рабочей программы
3.4.1. Учебно – методическое обеспечение
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).