Ирина Шиблёва
Опыт работы педагога дополнительного образования по познавательному развитию. Кружок «От А до Я»
На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих программ, будущему первокласснику необходимо владеть базовыми знаниями и умениями. В работе кружка «От А до Я» предусмотрено использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью, в использовании развивающих и здоровье сберегающих технологий. А также соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу. В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
Публикация «Опыт работы педагога дополнительного образования по познавательному развитию, Кружок „От А до Я“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель - формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.
Задачи:
- формирование положительного отношения к учению;
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- формирование адекватной возрастному уровнюкартины мира;
- развитие логики - нализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и тврческих способностей;
- развитие речи;
- умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развиватие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Участники - дети 5 - 6 лет.
Срок реализации - с октября по май (2018-2019 учебного года)
Режим занятий – 2 раза в неделю во второй половине дня по 25 минут.
Формы работы - работа проводилась фронтально всей группой с использованием игровых технологий.
В программе кружка было предусмотрено два модуля: математическое развитие детей (32 часа) и подготовка к обучению грамоте (32 часа). Всего 72 занятия в год.
В результате работы кружка, обучающиеся научились: считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
- пользоваться математическими знаками +, -, =», <, >;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрическую фигуру — трапецию;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
- самостоятельно формулировать учебные задачи.
По второму модулю “Развитие звуко-буквенного анализа”
- знают буквы русского алфавита
- понимают и используют в речи термины «звук», «буква»
- соотносят звук и букву
- правильно произносят все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- определяют место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различают гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делят слова на слоги; определяют ударный слог, ударную гласную
- пользуются графическим обозначением звуков;
- произвольно регулируют темп, силу голоса, речевое дыхание;
- правильно пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение».
- производят звуковой анализ слов;
- читают слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты.
Количественный анализ усвоения программы по математическому развитию детей : в октябре обследовано – 27 детей, в мае – 14 детей.
детей %
Октябрь май Октябрь Май
Высокий уровень 0 10 0 72
Средний
уровень 11 4 41 28
Низкий уровень 16 0 59 0
Количественный анализ усвоения программы по подготовке к обучению грамоте: в октябре обследовано – 27 детей, в мае – 14 детей.
детей %
Октябрь май Октябрь Май
Высокий уровень 0 5 0 36
Средний
уровень 10 8 37 57
Низкий уровень 17 1 63 7
Качественный анализ усвоения программы по математическому развитию детей.
Наиболее успешно дети усвоили: счёт в пределах 10 в прямом и обратном направлении; названия геометрических фигур; математические знаки +; -; = и цифры от 0 до 9.
Дети затрудняются в назывании дней недели. Допускают ошибки при решении простых задач.
Качественный анализ усвоения программы по подготовке к обучению грамоте.
Более успешно дети научились определять качественные характеристики звуков в слове (гл. – согл., а также место звука в слове. Есть небольшие затруднения в овладении средствами звукового анализа
Результаты работы за текущий учебный год позволяют признать деятельность по оказанию платных дополнительных услуг кружка «От А до Я» положительной.
Программа кружка направлена на развитие у детей интереса к умственной деятельности, способствует интеллектуальному развитию, формированию навыков умственной деятельности и самое важное - подготавливает ребёнка к успешному обучению в школе. В связи с этим предполагаю продолжить работу в этом направлении в следующем учебном году.