Марина Савельева
Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет.
Савельева Марина Анатольевна
2019 год
1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования „Ритмическая гимнастика“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Общеобразовательная программа дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» разработана в соответствии со статьей 2 пункта 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-184 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», а также в соответствии с требованиями СанПин.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение ритмическим движениям рассматривается как базисный этап, закладывающий «школу движений», развивающий психофизические качества, укрепляющий здоровье детей.
Педагогическая значимость освоения данной программы обусловлена тем, что овладение ритмическим и ритмопластическим движением под музыку связано с речевым, интеллектуальным, физическим, эмоциональным и нравственным развитием личности.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладывается основа здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность ребенка.
Одна из главных задач дошкольного образования - правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Актуальность:
Одной из форм работы по физическому воспитанию дошкольников является занятие ритмической гимнастикой.
Ритмическая гимнастика - это физические упражнения, которые подбираются в соответствии с музыкой и выполняются в различном темпе. Как средство физического воспитания детей ритмическая гимнастика широко доступна, так как строится на знакомых образных упражнениях, сюжетных композициях, которые подбираются с учёта возраста детей и их физической подготовки. Выполнение упражнений ритмической гимнастики под музыку создаёт благоприятныё эмоциональный фон, который способствует повышению работоспособности и позволяет выносить большие физические нагрузки. Дети дошкольного возраста имеют небольшой запас двигательных и слуховых впечатлений. У них преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное типы мышления, поэтому дети делают все по показу взрослого.
В этой связи для меня была актуальна проблема разработки комплексной программы дополнительного образования по ритмической гимнастике для детей дошкольного возраста, выходящая за рамки основных программ, расширяющей их слуховой, двигательный, эмоциональный кругозор.
На основе своего многолетнего опыта работы в детском саду, методической литературы, имеющимся публикациям по данному вопросу, я разработала ряд музыкально-ритмических комплексов, интегрирующих следующие виды двигательного воздействия:
- основные виды движения (ходьба, бег, подпрыгивание)
- пальчиковая гимнастика
- танцевально – ритмическая гимнастика (танцевально-ритмические, танцевально-образные движения)
- элементы хореографии (основные позиции рук и ног)
- элементы стретчинга
- игровой самомассаж
- музыкальные подвижные игры
- образно-игровые упражнения
- элементы пантомимы
Перечисленные средства объединяются в определенной последовательности в комплексы с соответствующей подборкой музыкального сопровождения.
Направленность программы - художественная
Срок реализации программы - один учебный год
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Таким образом, актуальность программы обусловлена ее практической значимостью.
Цель программы:
Содействие всестороннему гармоничному развитию личности дошкольника, развитие творческих способностей детей средствами танцевально-игровых технологий.
Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:
- укреплять здоровье и повышать работоспособность детей дошкольного возраста;
- повышать интерес к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;
- развивать способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;
- развивать двигательные качества и умения, создавать разностороннюю базу движений и жестов;
- развивать гибкость и пластичность;
- обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движений;
- развивать творческие способности, потребность самовыражения в движении под музыку;
- способствовать эмоциональному развитию ребенка
- раскрывать творческий потенциал ребенка
- развивать способности к импровизации в движении;
- развивать нравственно - коммуникативные качества личности;
- развивать музыкальный слух и чувство ритма у ребенка.
- воспитывать умение вести себя в группе во время движения, формировать чувство такта и коммуникативных навыков в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Принципы программы:
- постепенного и последовательного повышения нагрузок;
- систематичности;
- вариативности;
- наглядности;
- доступности;
- закрепления навыков;
- индивидуализации.
Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение. Используемые музыкальные произведения разнообразны по жанру, стилю, форме, размеру, темпу; но при всем при этом доступны пониманию детей, выразительны, пробуждают фантазию и воображение.
Форма занятий: групповая. Основания для комплектации: возрастные особенности детей.
Организация образовательного процесса:
Программа рассчитана на 1 год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год. Продолжительность занятий не превышает требований СанПиН, в соответствии с возрастом детей составляет – не более 20 минут, включая релаксационные паузы.
Структура музыкально-ритмического комплекса:
Структура занятия по ритмике - общепринятая. Каждый комплекс состоит из трех частей: подготовительной (вводная часть, основной и заключительной. Каждое занятие - это единое целое, где все элементы взаимосвязаны между собой.
Вводная часть:
занимает 5-15 % общего времени. Ее задача - подготовить организм ребенка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят:
- Приветствие
- Пальчиковая или двигательная игра на тему предстоящего комплекса
Основная часть:
занимает 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, идет работа над развитием двигательных способностей. В этой части дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят:
- Разминка - ритмические движения под музыку
- Образно-игровые упражнения под музыку
- Стретчинг под музыку (7 – 9 упражнений сидя и лежа)
- Игровой самомассаж
- Расслабление под спокойную музыку (лежа)
- Танцевально-ритмические, танцевально-образные движения или образно-игровые упражнения с элементами хореографии под музыку
Заключительная часть:
длится от 3 до7% общего времени. Здесь используются:
- Музыкальная (коммуникативная) подвижная игра
- Заключение
Методы обучения:
- наглядный (показ педагога)
- словесный (рассказ педагога, использование литературного текста)
- практический (упражнение)
Ожидаемые результаты:
Программа направлена на раскрытие творческих способностей, физическое развитие, самовыражение ребенка через приобщение к музыке и танцу.
Систематические занятия ритмической гимнастикой помогут детям реализовать их богатые творческие возможности посредством синтеза хореографии, пластики, музыки, обрести правильную красивую осанку. Умение красиво двигаться, танцевать, понимать и чувствовать музыку, формировать и развивать эстетический вкус.
Используемые оборудование и материал:
- музыкальный зал
- ковровое покрытие
- музыкальный центр
- диски с записями музыкальных произведений (к каждому комплексу)
- картотека логоритмических упражнений
- картотека пальчиковых игр
- картотека подвижных игр
- атрибуты для танцев
Правила проведения музыкально-ритмических комплексов:
- соблюдение временных параметров, согласно СанПиН (продолжительность занятия с младшими дошкольниками: не более 20 минут);
- использование различных видов деятельности;
- базирование каждого комплекса на определенном сюжете, основанном на сказке или событии, доступных для понимания детей данного возраста;
- отсутствие предварительной подготовки детей, так как все построено на показе педагога и импровизации;
- обязательный ритуалом приветствия и прощания, что вызывает эмоциональный настрой и концентрацию внимания детей;
- упражнения выполняются детьми по показу педагога без его воздействия, что дает ребенку ощущение внутренней свободы и снимает комплексы;
- постепенное усложнение упражнений и усиление физической нагрузки, исходя исключительно из индивидуальной подготовленности каждого ребенка (педагог не устанавливает единых критериев качества исполнения упражнений и движений, а руководствуется индивидуальными особенностями детей);
- педагог дает исключительно положительную оценку действиям детей, вызывая у них позитивные эмоции;
- занятия направлены на формирование эстетического вкуса детей: при подборе музыкального оформления используются высокохудожественные образцы русской народной, классической музыки, песни детского репертуара;
- обязательное проведение подвижных и коммуникационных игр, что способствует сплоченности коллектива детей.
При разучивании комплекса ритмической гимнастики необходимо учитывать следующие требования:
- показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без искажения ритма;
- наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые выполняются совместно с педагогом;
- при построении детей необходимо, чтобы все дети видели педагога;
- во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений детьми, педагог должен подсказывать и направлять действия ребёнка, если это необходимо.
Планирование работы по программе представлено в календарно-тематическом плане.
Формы контроля:
- проведение открытых занятий 2 раза в год
- выступление на праздничных мероприятиях и вечерах развлечений
2. Список литературы:
«Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина–М «Просвещение», 1984г.
«Ритмическая мозайка» А. И. Буренина –СПб, 2000г.
«Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина- СПб, 2001г.
«Танцевальная ритмика» Т. Суворова
«Танцы в детском саду» Н. Зарецкая, З. Роот, -М «Айрис Пресс», 2003г.
«Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг.» Е. В. Сулим, -М, «ТЦ Сфера», 2010г.
3. Календарно – тематический план
Октябрь
1,2,3,4 занятие «Осень». Тема: Прогулка по осеннему лесу
5,6,7,8 занятие «В гостях у ежика». Тема: Лесные животные
Ноябрь
1,2,3,4 занятие «Три веселых зайчика». Тема: Осенний лес
5,6,7,8 занятие «Три поросенка». Тема: По мотивам сказки С. Михалкова «Три поросенка»
Декабрь
1,2,3,4 занятие «Елочка». Тема: Подготовка к Новогоднему празднику
5,6,7,8 занятие «К Дедушке Морозу». Тема: Новогоднее приключение
Январь
1,2,3,4 занятие «Дед мороз». Тема: Новый год в лесу
5,6,7,8 занятие «День рождения». Тема: День именинника
Февраль
1,2,3,4 занятие «Колобок». Тема: По мотивам русской народной сказки «Колобок»
5,6,7,8 занятие «Волк и семеро козлят». Тема: По мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
Март
1,2,3,4 занятие «Гуси-Лебеди». Тема: По мотивам русской народной сказки «Гуси-Лебеди»
5,6,7,8 занятие «Птичий двор». Тема: Домашние птицы и животные
Апрель
1,2,3,4 занятие «Цирк». Тема: Цирковое представление
5,6,7,8 занятие «Весенний парк». Тема: Весенняя природа
Май
1,2,3,4 занятие «Муха Цокотуха». Тема: По мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха»
5,6,7,8 занятие Комплексы по желанию детей. Тема: Повторение комплексов