Светлана Останина
Анализ работы «Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ»
Направление: «Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ»
Останина Светлана Васильевна, воспитатель,
МДОУ Двуреченский детский сад Пермского района
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков
и навыков самообслуживания.
В течение многих лет работаю с вновь поступившими детьми. Обратила внимание, что при поступлении в детский сад большинство детей не владеют навыками самообслуживания. Чаще всего родители, приводя детей, сами раздевают и одевают их, тем самым подавляют их детскую самостоятельность и наносят вред развитию личности ребенка. Всем нам без сомнения хочется, чтобы наши дети выросли вежливыми, добрыми, неравнодушными, воспитанными. Исходя из этого, возникла необходимость углубленной работы по теме : «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания».
Публикация «Анализ работы „Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Для успешной реализации данного направления поставила перед собой следующие задачи:
> формировать у детей культурно-гигиенические навыки;
> прививать культуру поведения детям младшего дошкольного возраста;
> воспитывать самостоятельность.
В целях приобретения опыта в 2005-2006 учебном году участвовала в работе проблемной группы внутри детского сада по программе «Кроха». Кроме того, изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурногигиенических навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста, я узнала, что ещё классики отечественной педагогики (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т. е. сенситивный период. Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова. Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, мне стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и кормами человеческих отношений.
Ежегодно наблюдая за воспитанниками своей группы, убедилась, что поступают дети с разным уровнем подготовленности к детскому саду: уровень культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания колеблется от 38% до 47%.
Чтоб добиться положительного результата использую такие приемы как: прямое обучение; показ; указание; рассматривание картин, дидактические игры на основе ознакомления с художественными произведениями, которые помогают привлечь внимание детей к последовательности, способствуют воспитанию, самостоятельности в самообслуживании.
В течение всего учебного года уделяю большое внимание таким режимным процессам как: питание, одевание-раздевание, умывание, содержание одежды и обуви в порядке.
Стараюсь научить детей самостоятельности через игровые приемы:
> утром, во время умывания, читаю потешки: «Водичка, водичка умой мое личико»; «Кран - откройся! Нос - умойся! Глаз - купайся! Грязь - сдавайся!» и т. д. В ванной комнате находится схема мытья рук. Дети, глядя на нее, с удовольствием моют руки самостоятельно.
> после сна провожу просыпательную гимнастику, например:
«Мишки проснулись» и д. р., а затем в сопровождении стихов дети одеваются и садятся кушать.
> во время еды, так же использую потешки: «Стоял кораблик-ложка в картофельном порту. Ушел кораблик-ложка с картошкой на борту. Поплыл кораблик-ложка с картошкой по волнам. Плывет кораблик-ложка, а Леша (Маша, Вася, Катя) его: AM!», и т. д.
Для воспитания навыков самообслуживания, готовясь к прогулке, пользуемся схемой одевания, глядя на которую дети запоминают, что за, чем нужно одевать.
После игр, в группе, даю своим воспитанникам небольшие трудовые поручения:
> убрать машинки в гараж;
> навести порядок в кукольном доме;
> отнести всех животных в зоопарк и т. д.
Считаю, что работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с родителями воспитанников, поэтому, чтобы закрепить полученные навыки, работаю с ними в тесном взаимодействии: провожу индивидуальные беседы: «Мы растем» и др. В родительском уголке помещаю различную информацию, соответствующую моей теме, например:
> фото-стенды «Я сам - Я сама», «В здоровом теле - здоровый дух» и т. д;
> папка передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания» и др. ;
> консультация «Воспитание культуры поведения за столом, навыки самообслуживания», «Одежда детей в детском саду и на прогулке» и др.
В работе по воспитанию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, на мой взгляд, огромное значение имеет организация предметно-развивающей среды. В нашей группе достаточное количество дидактических игр, пособий по закреплению знаний и умений детей.
В раннем возрасте необходимые навыки усваиваются детьми в играх. Поэтому подбираю такие, которые увлекают, активизируют их инициативу и творчество, например, дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Игры со шнуровкой» и т. д.
Кукольный уголок пополнила куклами разных размеров, одеждой для кукол, постельными принадлежностями; в игровых уголках имеются карточки последовательности раздевания и одевания, предметные картинки, иллюстрации культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, красочный плакат правильного поведения за столом и т. д.
Постепенно, терпеливо и доброжелательно прививая гигиенические навыки, формирую навыки культурного поведения детей и развиваю самостоятельность.
Воспитанники в группе дружные и большинство из них активные. На совместных праздниках с родителями с большим желанием читают стихи, поют и танцуют. Ежегодно во время проведения недели театра в детском саду с детьми готовим сказку. С радостью показываем ее другим ребятам, родителям и гостям детского сада. Во время показа дети демонстрируют приобретенные навыки самообслуживания:
> быстро переодеваются;
> меняют самостоятельно атрибутику;
> владеют культурой поведения и мн. др.
В ходе диагностического обследования детей каждого выпуска, заметила эффективность начатой работы. За последние 5 лет количество детей овладевших культурно-гигиеническими навыками в течение года возросло на 13% (с 84% до 97%).
Воспитатели групп, к которым перешли дети, отмечают у них высокий уровень сформированное™ культурно-гигиенические навыков, навыков самообслуживания и культуры поведения.
Кроме того, при переходе детей в старшую возрастную группу родители оставляют положительные отзывы об уровне подготовленности ребенка.
Опытом работы делилась на педагогических советах, открытых занятиях для молодых специалистов ДОУ, учителей начальных классов Конзаводской средней школы в 2010 г. Вместе с тем, демонстрировала наработанный материал на районном методическом объединении для воспитателей ранних групп в 2007-2008 уч. г. Представляла практический материал, работая в районной проблемной группе «Детей раннего возраста» в 2008-2009уч. г. Так же, в 2010-2011уч. г. провела мастер-класс в Култаевском детском саду для педагогов, работающих с детьми младших дошкольных групп района, в 2013-2014уч. г. и 2014-2015уч. г. делилась опытом для на открытых занятиях.
Данное направление будет актуальным всегда, так как культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при их формировании идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша. Воспитание у детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Я, в процессе повседневной работы с детьми стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил культуры поведения стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.