Получи документы

Анализ работы «Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ»

Светлана Останина
Анализ работы «Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ»

Направление: «Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ»

Останина Светлана Васильевна, воспитатель,

МДОУ Двуреченский детский сад Пермского района

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков

и навыков самообслуживания.

В течение многих лет работаю с вновь поступившими детьми. Обратила внимание, что при поступлении в детский сад большинство детей не владеют навыками самообслуживания. Чаще всего родители, приводя детей, сами раздевают и одевают их, тем самым подавляют их детскую самостоятельность и наносят вред развитию личности ребенка. Всем нам без сомнения хочется, чтобы наши дети выросли вежливыми, добрыми, неравнодушными, воспитанными. Исходя из этого, возникла необходимость углубленной работы по теме : «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания».

Публикация «Анализ работы „Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ“» размещена в разделах

Для успешной реализации данного направления поставила перед собой следующие задачи:

> формировать у детей культурно-гигиенические навыки;

> прививать культуру поведения детям младшего дошкольного возраста;

> воспитывать самостоятельность.

В целях приобретения опыта в 2005-2006 учебном году участвовала в работе проблемной группы внутри детского сада по программе «Кроха». Кроме того, изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурногигиенических навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста, я узнала, что ещё классики отечественной педагогики (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т. е. сенситивный период. Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова. Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, мне стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и кормами человеческих отношений.

Ежегодно наблюдая за воспитанниками своей группы, убедилась, что поступают дети с разным уровнем подготовленности к детскому саду: уровень культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания колеблется от 38% до 47%.

Чтоб добиться положительного результата использую такие приемы как: прямое обучение; показ; указание; рассматривание картин, дидактические игры на основе ознакомления с художественными произведениями, которые помогают привлечь внимание детей к последовательности, способствуют воспитанию, самостоятельности в самообслуживании.

В течение всего учебного года уделяю большое внимание таким режимным процессам как: питание, одевание-раздевание, умывание, содержание одежды и обуви в порядке.

Стараюсь научить детей самостоятельности через игровые приемы:

> утром, во время умывания, читаю потешки: «Водичка, водичка умой мое личико»; «Кран - откройся! Нос - умойся! Глаз - купайся! Грязь - сдавайся!» и т. д. В ванной комнате находится схема мытья рук. Дети, глядя на нее, с удовольствием моют руки самостоятельно.

> после сна провожу просыпательную гимнастику, например:

«Мишки проснулись» и д. р., а затем в сопровождении стихов дети одеваются и садятся кушать.

> во время еды, так же использую потешки: «Стоял кораблик-ложка в картофельном порту. Ушел кораблик-ложка с картошкой на борту. Поплыл кораблик-ложка с картошкой по волнам. Плывет кораблик-ложка, а Леша (Маша, Вася, Катя) его: AM!», и т. д.

Для воспитания навыков самообслуживания, готовясь к прогулке, пользуемся схемой одевания, глядя на которую дети запоминают, что за, чем нужно одевать.

После игр, в группе, даю своим воспитанникам небольшие трудовые поручения:

> убрать машинки в гараж;

> навести порядок в кукольном доме;

> отнести всех животных в зоопарк и т. д.

Считаю, что работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с родителями воспитанников, поэтому, чтобы закрепить полученные навыки, работаю с ними в тесном взаимодействии: провожу индивидуальные беседы: «Мы растем» и др. В родительском уголке помещаю различную информацию, соответствующую моей теме, например:

> фото-стенды «Я сам - Я сама», «В здоровом теле - здоровый дух» и т. д;

> папка передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания» и др. ;

> консультация «Воспитание культуры поведения за столом, навыки самообслуживания», «Одежда детей в детском саду и на прогулке» и др.

В работе по воспитанию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, на мой взгляд, огромное значение имеет организация предметно-развивающей среды. В нашей группе достаточное количество дидактических игр, пособий по закреплению знаний и умений детей.

В раннем возрасте необходимые навыки усваиваются детьми в играх. Поэтому подбираю такие, которые увлекают, активизируют их инициативу и творчество, например, дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Игры со шнуровкой» и т. д.

Кукольный уголок пополнила куклами разных размеров, одеждой для кукол, постельными принадлежностями; в игровых уголках имеются карточки последовательности раздевания и одевания, предметные картинки, иллюстрации культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, красочный плакат правильного поведения за столом и т. д.

Постепенно, терпеливо и доброжелательно прививая гигиенические навыки, формирую навыки культурного поведения детей и развиваю самостоятельность.

Воспитанники в группе дружные и большинство из них активные. На совместных праздниках с родителями с большим желанием читают стихи, поют и танцуют. Ежегодно во время проведения недели театра в детском саду с детьми готовим сказку. С радостью показываем ее другим ребятам, родителям и гостям детского сада. Во время показа дети демонстрируют приобретенные навыки самообслуживания:

> быстро переодеваются;

> меняют самостоятельно атрибутику;

> владеют культурой поведения и мн. др.

В ходе диагностического обследования детей каждого выпуска, заметила эффективность начатой работы. За последние 5 лет количество детей овладевших культурно-гигиеническими навыками в течение года возросло на 13% (с 84% до 97%).

Воспитатели групп, к которым перешли дети, отмечают у них высокий уровень сформированное™ культурно-гигиенические навыков, навыков самообслуживания и культуры поведения.

Кроме того, при переходе детей в старшую возрастную группу родители оставляют положительные отзывы об уровне подготовленности ребенка.

Опытом работы делилась на педагогических советах, открытых занятиях для молодых специалистов ДОУ, учителей начальных классов Конзаводской средней школы в 2010 г. Вместе с тем, демонстрировала наработанный материал на районном методическом объединении для воспитателей ранних групп в 2007-2008 уч. г. Представляла практический материал, работая в районной проблемной группе «Детей раннего возраста» в 2008-2009уч. г. Так же, в 2010-2011уч. г. провела мастер-класс в Култаевском детском саду для педагогов, работающих с детьми младших дошкольных групп района, в 2013-2014уч. г. и 2014-2015уч. г. делилась опытом для на открытых занятиях.

Данное направление будет актуальным всегда, так как культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при их формировании идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша. Воспитание у детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Я, в процессе повседневной работы с детьми стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил культуры поведения стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Публикации по теме:

Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления воспитанников дошкольного образовательного учреждения Известно, что одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование. Приобщение детей к музыке.

«Развитие профессиональных компетенций работников образования». Проект программы ПК 1. Проектировать образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО Составляющие ПК Самооценка.

Условия формирования ключевых компетентностей в игровой деятельности детей Уже более одиннадцати лет наше дошкольное учреждение занимается вопросами развития игровой деятельности детей. В практике работы мы разработали.

Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества педагогического процесса Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное.

Формирование ключевых компетентностей у детей в игровой деятельности. Организация сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»Формирование ключевых компетентностей у детей в игровой деятельности. Организация сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» Тема: «Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе на тему «Супермаркет» Выполнила Кочеткова Ирина Владимировна воспитатель д/с №115.

Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков — основа здорового образа жизни воспитанников» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До семи лет человек проходит огромный.

Использование ИКТ в обучении воспитанников Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой.

Использование ИКТ в обучении воспитанников Описание опыта работы Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель Информационно-коммуникационные.

Консультация для воспитателей «Формирование экологического сознания у воспитанников» Экологическая проблема- одна из острейших проблем современности. Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет.

Награды моих воспитанниковНаграды моих воспитанников На протяжении нескольких лет мы с нашими воспитанниками активно участвуем в различных конкурсах рисунков. О некоторых из них и победах упоминала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ работы «Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ»
Опубликовано: 10 сентября 2015 в 06:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ работы «Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Останина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД