Ирина Хряпкина
Справка к педсовету «Анализ состояния опытно-экспериментальной работы в возрастных группах ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ состояния опытно-экспериментальной работы в возрастных группах ДОУ.
Сроки контроля: с 16 по 23 ноября 2015 года.
Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2015–2016 учебный год.
Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ, приказом заведующего от 13.11.2015 г. № 113-л «О проведении тематической проверки работы по созданию условий исследовательской деятельности в ознакомлении дошкольников с природой» с целью «Развитие познавательного интереса детей, формирование у них начал экологической культуры через проектную деятельность».
Публикация «Справка к педсовету „Анализ состояния опытно-экспериментальной работы в возрастных группах ДОУ“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы :
отношение детей к познавательно-исследовательской деятельности:
- проявляют ли дети любознательность;
- задают ли вопросы взрослым и сверстникам;
- интересуются ли причинно-следственными связями;
- пытаются ли самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склоны ли наблюдать, экспериментировать.
Наличие системы в работе.
Взаимосвязь с другими видами деятельности.
Анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности детей.
Возможность решения задач экологического воспитания.
Компетентность воспитателя в организации предметно-развивающей среды (уголок экспериментирования).
Наблюдение за организацией деятельности детей в природе (экспериментирование, наблюдения).
Формы работы по привлечению родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Подача материала по теме «Детское экспериментирование».
Использовались следующие формы и методы контроля:
- просмотр и анализ открытых занятий по ознакомлению с природой;
- наблюдение самостоятельной деятельности детей в уголке экспериментирования;
- анализ предметно-развивающей среды с точки зрения её содержания;
- методическое обеспечение;
- анализ профессиональных навыков педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей;
- анализ документации;
- анализ наглядной информации для родителей.
Деятельность педагогов была основана на рекомендациях примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой программы С. Н. Николаевой «Юный эколог».
В ходе обследования было отмечено, что у детей всех возрастных групп недостаточно сформированы умения вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
В старшей, подготовительной группе дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.
В старшей, подготовительной группе у детей не сформированы навыки ежедневного заполнения календаря природы и его обсуждения.
В ходе наблюдения за самостоятельной деятельностью было отмечено, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности. Дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес у детей выражен недостаточно.
За период проверки было просмотрено 4 открытых мероприятия. Во второй младшей группе воспитатель Кодаченко А. Ю. провела ООД «В гости к друзьям». Воспитанники с педагогом исследовали свойства предметов тяжелый камень тонет – лёгкий кубик из дерева не тонет, свойства песка сухой – сыпется, мокрый – лепится. Воспитатель учила детей рассуждать, сравнивать факты.
В средней группе воспитатель Иванова И. Н. провела ООД «Невидимка, который нужен всем» с исследованием свойств воздуха. Воспитатель продемонстрировала знание программных задач данного возраста, умение владеть коллективом детей, четко и доходчиво ставила задачи перед детьми, формулировала выводы. Дети проявляли инициативу в решении проблем, активно высказывали предположения.
В старшей, подготовительной к школе группе воспитателем Кондрик А. В. проведена образовательная деятельность «Волшебные свойства магнита», где дети показали системные знания свойств магнита, умение самостоятельно делать выводы на основе результатов исследований, устойчивое познавательное отношение к действиям.
В старшей, подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с воспитателем Остапенко Е. Н. в образовательной деятельности «Волшебница-вода» дети показали высокий уровень знаний о свойствах и состоянии воды в природе, в диалоге с воспитателем поясняли ход деятельности, определяли достигнут или нет результат.
В открытой образовательной деятельности метод экспериментирования использовали все педагоги. Но в режимных моментах и самостоятельной деятельности этот метод не находит применения. Необходимо чаще включать детей в проведение экспериментов, которые побуждают их задумываться: «Что будет, если я сделаю то, или это?», «Что было бы, если бы ….?».
Работа по экологическому воспитанию отражается в календарных планах воспитателей, где планируются организованная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы и познавательно-исследовательской деятельности, наблюдения за объектами живой и неживой природы, экскурсии на прогулках, дидактические игры, трудовая деятельность. Вместе с тем, работа в уголке природы не планируется во 2-ой младшей группе.
Не планируются сюжетные игры-путешествия познавательного характера в младших, средней, старшей, подготовительной группах, нет системности экспериментальной деятельности на прогулке во всех возрастных группах. Не планируется работа с родителями по исследовательской деятельности в младших, старшей, подготовительной группах.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды выявил, что во всех возрастных группах уголок природы совмещён с зоной экспериментирования, где дети знакомятся с комнатными растениями, с различными предметами, материалами и их свойствами.
Выявлено, что отсутствуют условия в виде мини-лабораторий для применения метода экспериментирования в средней, старших, подготовительных к школе группах (воронки, ёмкости, лупы, весы, компасы, установка для наблюдений за насекомыми, чашка Петри, увеличительная шкатулка, телескопический стаканчик с крышкой, стол для экспериментирования с песком и водой). В 1 младшей группе стол для экспериментирования с водой и песком пустой. Не предусмотрено использование детьми спецодежды для проведения экспериментов и опытов. Во всех группах разделение оборудования частичное: не предусмотрено наличие систематизации материалов по разделам.
В старшей, подготовительной к школе группе нет календаря природы соответствующего возрасту детей.
Для организации труда детей в природе во всех возрастных группах оборудование не соответствует возрастным требованиям дошкольников, в уголках нет салфеток для пыли, клеёнчатых фартуков для хозяйственно-бытового труда, опрыскивателей, рыхлителей, кисточек, клеёнки.
Во всех группах результаты экспериментов и опытов детей никак не фиксируются.
Нет наглядных моделей познавательной деятельности, алгоритмов, карточек-схем проведения экспериментов и опытов, схем экосистем, различных сред обитания и т. д.
В младших, старшей, подготовительной к школе группах мало наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, альбомов по темам природных сообществ.
В группах есть дидактические и развивающие игры «Лото животный мир», «Домино ягоды, фрукты», «Мир животных», «Чей малыш?», «Зверята». Игры расположены в доступном для детей месте.
Изучение тематики родительских собраний, уголков, консультаций и других форм взаимодействия с семьей по проблеме развития интереса ребенка к природе посредством элементарного экспериментирования показало, что этому вопросу не уделяется должное внимание. Во 2-ой младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группах в родительских уголках имеются консультации, памятки, печатные рекомендации, но нет системы применения материала в работе с родителями.
Во всех возрастных группах родители участвуют в оснащении развивающей предметно-пространственной среды, однако более плодотворного сотрудничества воспитателя с родителями не выявлено. К участию в экологическом проекте привлекали семьи воспитанников только в средней группе, группе компенсирующей направленности.
Совместные экологические досуги, мастер-классы, конкурсы не проводятся во всех группах. В группе компенсирующей направленности проводятся выставки с привлечением родителей по лексическим темам.
Согласно плану участия в мероприятиях Комиссии по экологической культуре и просвещению 15.10.2015г. создали в группе стенд «Азбука Природолюбия» только воспитатели группы компенсирующей направленности.