Разиет Хуако
Создание современной системы качества образования на основе принципов открытости, объективности и прозрачности
▼ Скачать + Заказать документы
Качество образования становится ведущей темой образовательной политики МБОУ НОШ №15 хутора Казазово. Важное значение, для малокомплектных школ является уровень условий, в которых ребенок получает образование.
Не хочу повторяться, объясняя, что такое качество образования с точки зрения видимости каждого директора, болеющего всей душой за свою школу, тем более, когда эта малокомплектная школа. Главное то, как и каким способом каждый из учителей добивается этого.
Публикация «Создание современной системы качества образования на основе принципов открытости, объективности и прозрачности» размещена в разделах
Дело в том, что начальные школы имеют свои способы функционирования, связанные с малым количеством учащихся и педагогов и с организацией учебного процесса. Вследствие этого им дано право выбирать какие формы и методы обучения им более приемлемы, и в соответствии с потребностями выстраивать учебно-воспитательный процесс. Здесь хочу отметить один факт - это отсутствие параллельных классов, и обучение разновозрастных детей в одном класс-комплекте.
Вся работа учителей малокомплектной школы, где накаляемость классов не превышает 8-10 детей, приходиться говорит не только о групповой работе, но и индивидуальной. Учащиеся в течение урока могут быть все задействованы, как и в проверке домашней работы, так и в обсуждении новой темы. Они могут выносить проблемы на уроке в виде повторения и закрепления тем, раннее изученных, но не достаточно усвоенных. Хотя такие проблемы не часты и затрагивают более слабых детей (а это единицы, такая форма работы дает свои положительные, зрелые плоды.
Теперь перед учителем встает вопрос процедуры, которая предназначена для оценки качества образования, которая должна обеспечить качественный сбор информации, необходимой для системы образования.
Оценка качества образования требует для себя программы, в котором не только учитель, но и родители видят эту процедуру оценивания. Конечно, такими процессами являются государственные экзамены, но и для наших детей, которые обучаются в малокомплектной начальной школе, тоже должны иметь свои процедуры проверки.
В таких условиях для оценивания знаний учащихся предлагаются тесты разного уровня. Уровень теста зависит от знаний и умений не только целого класса, но и индивидуально для каждого ребенка. Со временем уровень сложности постепенно повышается. Но здесь уместно отметить, что одним из критериев успешности проведения процедуры тестирования является доверие, как к самой процедуре, так и к полученным результатам.
Здесь хочется отметить, что главным критерием такой организации процедуры проверки качества образования, становиться опора на некоторые основные главные принципы, как обоснованность, надежность, прозрачность, открытость.
Мы понимаем, что в любой процедуре оценки качества образования есть базовые элементы, без которых процедура не может быть надежной и результативной. Это не может быть карточным домиком, где ребенок, закончив тест, забывает о нем, а добротное кирпичное здание, где все знания имеют свои продуктивные ячейки.
В процессе работы каждый учитель МБОУ НОШ №15 хутора Казазово ставит перед собой цель, в которой оценка соответствия качества подготовки учащихся начальной школы полностью соответствуют требованиям реализуемых образовательных программ. Следует всегда понимать, что она – развивающаяся процедура, для совершенствования которой важна организация ее проведения. Для этого на МО учителей начальных классов проводиться лектории, где обсуждаются вопросы, которые встают перед коллегами в сфере реализации программы и оценки качества образования.
Для организации учебного процесса в малокомплектной школе, учителя МБОУ НОШ №15 хутора Казазово используют оптимальные педагогические технологии, где учитывается уровень учащихся, информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение, модульное обучение, критическое мышление через чтение, письмо и пересказ. А способ, при котором учащиеся работают коллективно, используется для организации познавательной деятельности учащихся путем их общения в динамических парах. Малыши, обучая друг друга, способствует преодолению дефицита детского общения, стимулированию развития монологической и диалогической речи учащихся в условиях малочисленности детей сельской местности, успешной организации индивидуальной работы учителя с учащимися.
Так как в процессе обучения учитель может использовать электронные ресурсы с текстовой информацией при объяснении нового материала, то повышения уровня знаний не дает себя долго ждать. Дети очень любят работать с компьютером, с удовольствием решают любые разно уровневые задачи и тесты. Поэтому компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. При этом обучающийся самостоятельно активизирует сам себя в работе, что очень положительно влияет на качество работы над тестом. Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса.
Очень хорошо помогает нам и опыт коллег, который мы изучаем во время повышения квалификации, посещая уроки в других школах, работающих по разным программам, общаясь с коллегами на форумах и чатах Интернета. Здесь мы видим разные формы работы учителей и делаем свои выводы. Ведь оценка деятельности ученика должна оцениваться не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Здесь хороши и поощрение, где стремления ученика находит свой способ работы, и создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу и самостоятельность.
Но самое главное, конечно, создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.
Таким образом, главным становится поиск технологий, которые бы в наибольшей степени отвечали бы принципам соответствия естественным механизмам, усвоения опыта, обучающимся и повышала бы качество образования учащихся.
Но здесь уместно сказать, что, как и многие учителя в своей практической деятельности, мы сталкиваемся с трудностями, когда учащихся на предмет получения новых знаний, проявляют пассивность в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения. Одним из средств, которые эффективно влияют на этот процесс, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Таким образом, хочу сказать, что на основе использования образовательных ресурсов опорных школ, повышается качество знаний учащихся в начальных школах, укрепляются творческие связи между учителями – предметниками и расширяется процесс обмена работы в малокомплектных школах.