Наталья Силаева
Анализ работы учителя-логопеда за 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы учителя - логопеда Силаевой Н. М. за 2018-2019 учебный год.
Цель : создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Задачи:
• Проводить диагностику и коррекцию нарушений устной и письменной речи учащихся с СНР.
Темочки:
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
• Осуществлять структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью на занятиях; корректировать программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
• Повышать качество оказания логопедической помощи через апробацию и внедрение новых педагогических технологий в области логопедии.
• Пропагандировать специальные знания среди педагогов и родителей, оказывать консультационную помощь.
• Повышать уровень педагогического мастерства через семинары – практикумы, мастер – классы и консультации.
Нормативно – правовая документация
Деятельность учителя – логопеда на протяжении учебного года осуществлялась в соответствии с:
• Инструктивным письмом Минобразования России от 14.12.200г. №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
• Письмом Министерства образования РФ» от 20.06.2002г. №29/2194 - 6
• «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида»,
• Годовым планом организационно - педагогической деятельности логопеда (Приказ №104 от29.08.2018г.)
• ФЗ РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
• ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденный приказом МОиН РХ от 19.12.2014г. №159.
• Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями).
• Адаптированной основной общеобразовательной программы, утвержденной приказом №89 от 31.08.2017г;
• типовой программы (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классов». Программа под редакцией В. В. Воронковой. – М. : Гуман. Изд. центр «Владос», 2014г., (1 часть);
• адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью, утвержденной приказом №82 от 30.08.2016;
• Рабочей программой (с изменениями, внесенными приказом №97 от 29.08.2018г., (Протокол №1от 31.08.2017г.)
• Должностной инструкцией учителя – логопеда.
• Циклограммой учителя – логопеда.
• Графиком работы учителя – логопеда (приказ №104 от 29.08.2018г.)
Для диагностики использовалась адаптированная для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) методика Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов», альбом Иншаковой О. Б.
Ожидаемые результаты
Личностные:
• осознавать и анализировать свое эмоциональное состояние;
• определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; выражать свои эмоции;
• проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с приложенными усилиями и старанием;
• с желанием и интересом выполнять учебные задания;
• иметь потребность в чтении.
• готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;
• сформированность мотивации на коррекционных занятиях;
• ценностно-смысловые установки на занятии;
Предметные:
Учащиеся с системным недоразвитием речи научатся
• выполнять простейших движений или заданий по словесной инструкции;
• изменять силу голоса: громко - тихо, замедление или ускорение темпа речи по указанию учителя-логопеда;
• при обыгрывании ситуации использовать в речи отработанные слова и простые предложения;
• различать звук на слух;
• анализировать слоги по звуковому составу;
• уметь слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ и отвечать на вопросы по содержанию;
• уметь писать элементы букв.
• правильного соединять буквы и слова;
• анализировать слова по буквенному составу, различать звуки гласных и согласных, звонких и глухих на слух, в написании;
• списывать с печатного и рукописного текстов слова и предложения после их анализа и графического изображения;
• писать под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, простых по структуре предложений;
• правильного писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
• подбирать слова, обозначающие названия предметов, части предмета, обобщающие слова для определения группы слов одной родовой категории;
• подбирать слова, обозначающие действия предмета;
• составлять по заданию предложения, выделять предложений из речи и текста;
составлять и выбирать заголовок к тексту.
Приоритетные направления деятельности:
• диагностическая работа;
• коррекционно-развивающая работа;
• консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами;
• методическая работа
1. Диагностическая работа
Логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся прошло в соответствие с планом в начале и конце учебного года. Для диагностики использовалась адаптированная для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) методика Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов». Диагностический альбом О. Б. Иншаковой. Данные обследования занесены в протоколы и речевые профили учащихся, а так же в речевые карты. Взято на учёт 30 учеников. Учащиеся имеют логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи при умственной отсталости (СНР) различной степени тяжести, обусловленное стойким недоразвитием познавательной сферы.
Анализ результатов логопедической диагностики показал не только количественное увеличение числа учащихся с речевыми нарушениями, но и изменение качественного состава учащихся в стороны утяжеления речевого, а так же интеллектуального дефекта. На всех учащихся заведена необходимая документация, скомплектованы группы с учётом возраста и тяжести речевого дефекта.
Результативность логопедической работы за 2018-2019 учебный год
класс
Количество
логопатов звукопроизношение Навыки сформированности чтения Навыки сформированности письма Продолжение занятий по развитию навыков устной и письменной речи
1 кл 4 (Виталина В.) Денис К, Анатолий И., Виталина В. –сформированы недостаточно Мария Б. не сформированы
Денис К. Анатолий И., Виталина В. -сформированы недостаточно 4 (Мария Б., Денис К. Виталина В., Анатолий И.)
2кл 7 4 (Вероника Р., Алена Г., Настя П., Юля Л.) 1 Ксения Е. - сформированы недостаточно Сформированы недостаточно – ВероникаР., Алена Г., Настя П., Юля Л.
3кл 5 5 (Влад С., Егор К, Полина П., Максим В. ,Настя Б. Сформированы Сформированы
4кл 4 3 (Валентина Ч., Елена К., Анна Р.) 1 (Данил О.) сформированы недостаточно Данил О. – сформированы недостаточно
5кл 2 2 (Евгения И. Данил У.) Сформированы Сформированы
6кл 6 3 (Данил Ф, Дима С., Малика Б.) 2.(Алексей П, - сформированы,Владимир М. – сформированы недостаточно 1 Арина Д. - не сформированы
7кл 2 2 (Максим Х, Вероника Г.) Сформированы Сформирован
Всего 30 20/67% 6/20% 2/7% 2-выбыли (Никита Г., Соня Р.)
2. Коррекционно- развивающая логопедическая работа проводилась в соответствие с Рабочей программой учителя- логопеда, АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, использовались рекомендации Ефименковой Л. Н., Садовниковой И. Н., Мазановой, Лалаевой Р. И., При планировании работу за основу взяты : «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под ред. В. В. Воронковой. В конце учебного года был проведён анализ эффективности логопедической работы по трём критериям : сформированность звукопроизношения, чтения, письма. (таблица)
Звукопроизношение у 20 – 67% учащихся приближено к норме. У остальных 6- 20% человек наблюдается положительная динамика в формировании звуковой стороны речи. С незначительным улучшение речи 2 -7% учащихся, таким учащимся необходим более длительный период коррекционной работы. 2 учащихся (6%) выбыли во 2 полугодии на семейное образование и с ними буде продолжаться работа в рамках Ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению Наблюдается небольшая положительная динамика в коррекции письма и чтения. Успешность коррекционной работы затрудняет ригидность мышления, стойкость старых патологических навыков и трудность выработки новых навыков, а так же такие особенности познавательной деятельности, которые затрудняют понимание детьми инструкции, и закреплению новых умений, полученных на логопедических занятиях
Работа с детьми – инвалидами осуществлялась через разработку и реализацию индивидуальных коррекционных программ, проведение индивидуальных занятий по исправлению недостатков устной и письменной речи для формирования разносторонних представлений о предмете и явлений окружающей действительности, обогащения словаря, развития грамматического строя речи и связной речи. Проводилось прогностическое консультирование родителей детей – инвалидов для способствования осознания возрастных и индивидуальных особенностей детей, пониманию проблем ребенка со стороны родителей. Для продуктивного взаимодействия и определения путей коррекционного взаимодействия были проведены консультационные мероприятия с педагогами школы для реализации программ по обучению детей – инвалидов. Использование в работе технологии моделирования и проигрывание сказок, а так же компьютерных развивающих программ привело к повышению результативности коррекционной работы. В следствии логокоррекционной работы, у детей – инвалидов повысился уровень речевого развития (Вероника Г. Дмитрий С., увеличился активный словарь у Данила О. -72 слова, в 2017 году – 12 слов, у Владимира М. появилась фразовая речь. Мария Б., Арина Д., Ксения Е. научились делать элементы артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики. Считаю работу с детьми – инвалидами удовлетворительной.
3. Консультативная и просветительская работа
Работа с педагогами. Работа с родителями.
Мероприятия Тема
Тематические консультации для педагогов 1. Способы устранения дисграфии.
2. Причины дислексии.
3. Практические и теоретические рекомендации по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время уроков.
ШМО 1. Виды речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение чтением, письмом. (Доклад, презентация. буклеты)
Мастер-класс 1. Гимнастика Брейн Джим, как способ повышения умственной работоспособности у детей с ОВЗ
Беседа с педагогами О необходимости контроля над правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи.
Экспериментальная работа Внедрение в коррекционную работу ИКТ (Компьютерные логопедические и развивающие игры).
Открытые логопедические занятия 1. Дифференциация звуков В-Ф в слогах, словах и предложениях «Волк и Фея» 4 кл
2. Открытое занятие по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС «В гостях у Нюши» по теме «Мебель»
Посещение уроков педагогов 1. Виноградовой Л. П. «Сказуемое и подлежащее»
2. Черновой О. В. «Безударные гласные»
3. Отченашенко С. Ю. «Знакомство с цветом»
Педсовет 1. Отчет учителя – логопеда за 2017-2018 учебный год. (Доклад, презентация)
2. Самоанализ как средство становления учителя – логопеда в рамках ФГОС. (Доклад, презентация)
Взаимосвязь со специалистами школы осуществлялась через ознакомление членов ПМПк и других педагогов школы с результатами логопедического обследования и определение путей коррекционного взаимодействия, а так же после анализа результатов обследования детей, были составлены образовательные маршруты для продуктивного взаимодействия специалистов и педагогов школы. Посещались занятия и уроки педагогов для обмена опытом. Для повышения результативности работы с детьми с СНР проводились индивидуальные консультирования педагогов, а так же оказывалась помощь учителю начальных классов в планировании и осуществлению работы по развитию речи детей, имеющих нарушение как устной, так и письменной речи.
Работа с родителями
Индивидуальные консультации для родителей 1. Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна
2. Особенности речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью
3. Речевые игры дома
4. Игры и упражнения с детьми с СНР
5. Причины речевых нарушений у детей с нарушением интеллекта
Методическая работа
Изготовление логопедических папок 1. «Логопедическое обследование самостоятельной письменной речи учащихся начальной школы»;
2. Тематические:«Большой – маленький», «Посуда», «Овощи – Фрукты», «Рыбы», «Животные», «Насекомые», «транспорт», «Одежда», «Профессии», «Действия», «4 лишнее», «Времена года»;
3. «Дом, где живут гласные»
Картотека 1. Пополнение пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для детей с умственной отсталостью.
Изготовление пособия 1. Лото «Логопедическая столовая»;
2. Предметные картинки по теме: «Мебель»
3. Разрезные картинки – пазлы «Мебель»
Тема самообразования «Использование ИКТ в работе учителя – логопеда»
Цель: проводить автоматизацию звуков в слогах, словах и предложениях при помощи интерактивных дидактических игр.
Актуальность выбранной темы.
Коррекция недостатков устной речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у педагога, учащихся и родителей. Большинство детей, посещающих логопедическую группу, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У детей с СНР наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью интерактивных дидактических игр.
Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе направлено на включение в работу всех анализаторных систем и позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Поэтому введение в традиционные коррекционные логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению, автоматизации и устранению речевых нарушений не теряет своей актуальности.
Банк достижений
Прошла курсы повышения квалификации в: ООО «Инфоурок» по теме: «Логопедия: организация, обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС» (144 ч);
Дистанционное обучение по курсу «Информационные – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагогического работника. Microsoft Windows 7» (32 ч)
Муниципальный Региональный Всероссийский
РМО семинар «Возможности перспективы инклюзивного образования в условиях сетевого взаимодействия. Дистанционное консультирование педагогов и родителей» (доклад, презентация) МБОУ «СОШ №23», г. Абакан
«Современные технологии коррекции дислексии у младших школьников» (сертификат) Образовательный портал «Завуч»
«Использование ИКТ согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС) презентация
Диплом победителя 1 место
РМО «Организация работы школьных ППК. Опыт работы реализации СИПР в школах района» (доклад) ГБОУ РХ «Школа – интернат для детей с нарушением зрения», г. Абакан
«Создание специальных условий обучения через применение дистанционных образовательных технологий с обучающимися с ОВЗ» Всероссийское
Издание»ПОРТАЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Всероссийское тестирование «Профессиональная компетентность педагогических работников : учитель-логопед»
Диплом победителя 1 место
РМО «Заседание учителей работающих по адаптированным программам» (доклад, презентация) Интерактивный педагогический портал «МРСИБО» вебинары (14 сертификатов)
РМО «Специфика коррекционной
работы учителя-логопеда
в реализации АООП
с детьми с ТНР»
Международный педагогический портал «Солнечный Свет» вебинар
«Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста по методике Ольги Соболевой» сертификат
АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» вебинар «Использование ИКТ в работе дефектолога и логопеда с детьми с ОВЗ. Междисциплинарный подход» сертификат
Педагоги России 2019
Победитель Всероссийского профессионального фестиваля «Педагог года – 2019»
Международный образовательный портал «Престиж»
«Самоанализ как средство становления учителя – логопеда в рамках ФГОС»
Диплом победителя 2 степени.
Свидетельства о публикациях на сайтах «Инфоурок», «Вестник педагога», «Маам. РУ».
Приняла активное участие в деятельности жюри Международного педагогического портала «Солнечный свет» и оказала профессиональную помощь в оценивании работ (сертификат)
Всероссийские педагогические тестирования «Знанио» «Применение компьютерной дидактической игры в качестве эффективного метода обучения» сертификат отличия 2 степени.
Образовательный форум «Знанио» Медианар «Компьтерная дидактичекая игра как эффективный инструмент повышения интереса обучающихся к освоению новых знаний» Свидетельство
• Работу за 2018-2019 учебный год считаю удовлетворительной, так как у детей с СНР повысился интерес к обучению, понизилась утомляемость, в связи с нестандартными подходами, индивидуальными программами развития и новыми технологиями.
• Дети заинтересованы в логопедических занятиях, обучение стало осознанным так как на помощь пришли интерактивные дидактические игры («Баба-Яга учится читать», «Мерсибо», «Логопедическое лото», «Звукарик», Програмное Обеспечение и методический практикум «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет» и т. д.)
• Процесс подачи материала на логопедических занятиях стал несколько другой, более индивидуализированный
• Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы.
Опираясь на проведенную диагностику, у детей прослеживается положительная динамика: повысилась учебная мотивация, нормализовались графомоторные навыки, улучшилось звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, расширился словарный запас.
В конце учебного года в речевые карты, листы коррекционных занятий внесены необходимые записи о продвижении учащихся в преодолении речевых дефектов. Составлен аналитический отчет о проделанной работе. Проанализировав коррекционно-логопедическую работу учителя-логопеда за учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.
Цели и задачи на следующий учебный год
Цель – создание условий для коррекции дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.
Задачи:
• Развитие фонематического анализа и синтеза;
• Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
• Формирование и развитие грамматически правильной речи;
• Формирование и развитие выразительной, связной речи;
• Обогащение словарного запаса;
• Развитие фонематического восприятия;
• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
• Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
• Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.
• Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления