Фикалова Ирина
Анализ литературных произведений в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
для подготовительной группы (от 6 до 7 лет)
Анализ произведения (книги). Педагогическая ценность
произведения (книги). Формы работы с произведением
(книгой)
в ДОО.
Произведение фольклора.
Русская народная сказка
«Сивка-бурка».
Публикация «Анализ литературных произведений в подготовительной группе» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
«Сивка-бурка» (русская народная сказка волшебного вида)
Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как
братья надсмехались над Иванушкой, а он,
несмотря на это смог выполнить задание царя и женился на Елене прекрасной.
Идея: Не будь ленивым, и тогда получишь
благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение и доброта.
Характеристика главных героев:
Иванушка - дурачок:
терпеливый, послушный сын (Пришел в поле, сел на камень, сидит, не спит, пирог жует, вора дожидается). Ловкий, сильный (Иванушка вскочил на него ловко и ухватился за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал, не мог сбросить) Добрый, порядочный («Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил».
Елена Прекрасная: добрая, справедливая;
Братья глядят и думают: «Ишь ты царевна и нашему Иванушке вина подносит!»
Красивая «А собою она красавица из красавиц», исполняла наказ царя «Вот батюшка, мой жених и нашелся!»
Художественные особенности сказки:
Сказка «Сивка-бурка» помогает достижению цели.
«Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную» - используется антропоморфизм, стал конь просить Иванушку «Отпусти ты меня Иванушка, на волю. Я тебе за это великую службу сослужу» В основе сказки лежит волшебство,
превращения «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез – и стал таким молодцом…», закон троекратного повторения (3 ночи 3 брата, 3 раза ездили в город, 3 раза звал коня). Характерна
много событийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описание).
«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как, лист перед травой, ,» прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая – золотая; бежит-земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».
Характеристика языка:
Язык сказки красочный,
эмоциональный, выразительный, используются двойные слова, усиливающие впечатления от происходящего «Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал, - не смог сбросить!» «Народу видимо- невидимо»
«А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки (ни вздумать,ни взгадать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом» «богатырским покриком» «добрый молодец». Сказка заканчивается традиционной концовкой «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало»
Вывод: Сказка учит верить в
добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей.
Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые люди остаются одинокими и никому не нужными.
Произведение русского поэта.
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Так лаконично и совершенно мог писать только Пушкин. Его лирические зарисовки с описанием природы стали вершиной российского поэтического творчества.
Отрывок «Уж небо осенью дышало» - одно из самых прекрасных описаний русской природы.
Этот отрывок не изобилует чрезмерным использованием
средств художественной выразительности. Описывая осень, автор не увлекается эпитетами и в основном применяет глаголы и существительные, которые придают невероятно высокую динамику повествованию…
Зато если поэт добавляет эпитеты («таинственная осень», «с печальным шумом», «гусей крикливых»,
олицетворения «небо дышало», «сень обнажалась»,
то настолько тонко, ненавязчиво, элегантно
и со вкусом, что делает стихотворение настоящим произведением искусства.
Произведение прозаического русского писателя-классика.
Катаев «Цветик - семицветик».
Катаев написал для детей много произведений о смелости, дружбе. Сказка «Цветик - семицветик» написана в 1940 году и по человеческим меркам она уже старушка, такая же добрая, как в сказке. Сказочная старушка помогла девочке Жене, подарив ей волшебный цветок. Этот цветок показал нам Женю с разных сторон; она была и рассеянная, и самостоятельная, и любознательная, и рассудительная и главное Женя была добрая. У Жени, как и всех детей, была мечта, и было желание помочь себе и другим.
Произведение современного отечественного писателя.
Драгунский «Тайное становиться явным».
Это рассказ, так как рассказывается о событиях, которые происходили на самом деле. Рассказ написан от имени Дениски, так как он главный герой рассказа. В рассказе описывается основное событие «Дениска вылил кашу из окна», он сделал это, потому, что не любил кашу.
Мама уговаривала Дениску съесть кашу, предложив ему сходить в кремль. Дениска испытывал чувство обиды, досады, когда экспериментировал с кашей.
Автор использует выражение «Дениска потерял сознание», когда выплеснул кашу на улицу.
Мама узнала об этом, когда пришел милиционер. Мама «долго-долго смотрела на сына» (хотела понять, что чувствует Денис) .Дениска сравнивает цвет глаз мамы с крыжовником «они зеленого цвета».
Мама не стала наказывать
Дениску, потому что ему было стыдно, он все понял, он расскаивается. Дениска надолго запомнил этот случай, и понял выражение «Тайное становиться явным».
Драгунский хотел показать в этом произведении, что обманывать плохо, тем более о любом обмане рано или поздно станет известно.
Произведение современного зарубежного писателя.
"Три повести о Карлсоне, который живёт на крыше" - вершина творчества Астрид Линдгрен.
Писательница сделала важное открытие: оказывается, ребёнку мало тех радостей, которые могут доставить ему даже самые любящие взрослые; он не просто осваивает взрослый мир, а пересоздаёт его, "улучшает", дополняет тем, что необходимо именно ему, ребёнку. Взрослые же почти никогда до конца не понимают детей, не вникают в своеобразные тонкости детской системы ценностей. С их точки зрения, Карлсон - персонаж отрицательный: ведь он то и дело нарушает правила хорошего тона, этику товарищества. Малышу приходится отвечать за то, что натворил его друг, и даже самому сожалеть об испорченных игрушках, съеденном варенье и т. п. Однако он охотно прощает Карлсона, потому что тот нарушает запреты, внушаемые взрослыми, но непонятные ребёнку. Нельзя ломать игрушки, нельзя драться, нельзя питаться одними сладостями. Эти и другие взрослые истины - совершенная чепуха для Карлсона и Малыша. "Мужчина в самом расцвете сил" излучает здоровье, самоуверенность, энергию именно потому, что признаёт лишь собственные законы, к тому же и их легко отменяет. Малыш, конечно же, вынужден считаться с множеством условностей и запретов, придуманных взрослыми, и только играя с Карлсоном, становится самим собой, т. е. свободным. Время от времени он вспоминает о родительских запретах, но, тем не менее, восхищён проделками Карлсона.
В портрете Карлсона подчё ркнуты полнота и пропеллер с кнопкой: и то и другое - предмет гордости героя. Полнота ассоциируется у ребёнка с добротой (у мамы Малыша - полная рука, а уж способность летать при помощи простого и безотказного приспособления - воплощение детской мечты о полнейшей свободе.
Карлсон обладает здоровым эгоизмом, тогда как родители, проповедующие заботу о других, в сущности - скрытые эгоисты. Они предпочитают подарить Малышу игрушечного щенка, а не настоящего: им так удобнее. Их волнуют лишь внешние стороны жизни Малыша; их любви мало для того, чтобы Малыш был действительно счастлив. Ему нужен настоящий друг, избавляющий от одиночества и непонимания. Внутренняя система ценностей Малыша гораздо ближе к Карлсону, чем к ценностям взрослых.
1. Учить детей эмоционально воспринимать
образное содержимое
сказки.
2. Осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней
природы.
2. Чувствовать,
понимать и воспроизводить образность языка стихотворения.
3. Расширять представление о пейзажной лирике
А. С. Пушкина.
1. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки.
2. Подвести детей к мотивированной оценке поступков и характера главной героини.
3. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.
1. Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа.
2. Углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию.
1. Познакомить детей с новым произведением.
2. Воспитывать внимательность, любовь к сказке.
3. Учить детей правильно понимать нравственный смысл
изображенного,
мотивированно оценивать поступки героев.
1. Выразительное
чтение сказки воспитателем.
2. После рассказывания сказки воспитатель беседует с детьми;
-Кто главные герои сказки «Сивка-бурка»?
-Расскажите, как случилось, что Иванушка подружился с конем? Опишите коня.
-Каким заветным словом звал Сивку-бурку Иванушка? Как в сказке говориться, как он звал коня? (Выйдет в чисто
поле, свистнет, …гаркнет)
-В русских сказках все важные события случаются обычно трижды, повторяются 3 раза. Что происходило трижды в сказке(3ночи,3 брата,3 раза ездили в город,3 раза звал коня).
-Расскажите, как Иванушке удалось получить перстень Елены Прекрасной?
-Как нашла царевна своего жениха?
-Какой момент в сказке вам понравился больше всего?
-какие сказочные слова вы заметили в сказке «Сивка-бурка» Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает (чистое поле…
Широкое раздолье, краса писанная, добрый молодец, высокие терема и др.
-В сказке говориться «Прибегал конь к Иванушке и замирал как вкопанный»
Как вы поняли это выражение? Как можно сказать по- другому?
-В каждой сказке есть 3 части:(начало, середина, окончание)Какими словами начинается сказка «Сивка-бурка» Какими заканчивается?
-Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации, рассказать о том, что изображено, словами из сказки. Предлагает детям запомнить и повторить две фразы из сказки: «Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей дым валит, из ушей пламя пышет»; «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»
3. Дети, если бы вам в жизни повстречался такой Сивка-бурка, о чем бы вы его попросили? Кто хочет рассказать об этом?
1. Выразительное чтение воспитателя.
2. Беседа после чтения:
-Какой период осени описан в стихотворении? Как вы это поняли?
-Какие признаки осени отражены в стихотворении?
Как вы понимаете слова «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась» Подумайте, почему летний шум листвы в лесу нам кажется веселым, а осенний печальным?
-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
-Поэт говорит «скучная пора». Почему он так назвал осень?
3. Придумайте грустный рассказ о листопаде в осеннем лесу, постарайтесь рассказать об этом с грустной интонацией.
4. Расскажите об осени так, чтобы стало ясно, что вы радуетесь природе осенью.
1. Выразительное чтение воспитателя.
2. Беседа после чтения:
-Кто главный герой сказки?
-Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок? - Как вы поняли, что старушка была доброй феей?
-Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать (добрая, рассеянная, невнимательная).Объясните как вы это поняли?
-Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными?
Почему вы так решили?
-Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете?
-Вы услышали сказку Катаева. Похожа ли эта сказка на рассказ? Чем похожа? Но, почему мы говорим, что это сказка? Что сказочного в этой истории?
-В сказке вам встретились интересные слова и выражения. Женя любила
«считать ворон» Как вы это поняли? В каких случаях говорят, что ты ворон считаешь? Как сказать про это же по- другому?
-Увидав медведей на Северном полюсе, Женя закричала «что есть мочи» Что означает это выражение? Как сказать по-другому?
-Помните, когда Женя заблудилась, то уже собиралась заплакать. Вдруг, «откуда ни возьмись» Как сказать по-другому? (как с неба свалилась, неожиданно, нежданно-негаданно, как снег на голову)
-Также неожиданно старушка исчезла «как сквозь землю провалилась»
Как сказать об этом по-другому? (Ее не стало, исчезла, вдруг пропала).
3. Представьте себя на месте Жени. Какие семь желаний вы бы загадали? Расскажите об этом.
Выполнение творческих заданий.
1. Выразительное чтение рассказа
2. Беседа после чтения:
-Что означает пословица «Тайное становиться явным»?
-Расскажите, как Дениска убедился в справедливости этой пословицы?
-Что можно сказать о Денискином поступке? (не подумал, обманул, испачкал костюм человека) Нарочно ли он это сделал?
-Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?
-Дети, вы заметили, что в рассказе говориться о том же, о чем и в названии?
-О чем же говориться в пословице «тайное становиться явным»?
3. Сочинение детьми рассказов по пословице. Воспитатель обращает внимание на соответствие содержания каждого рассказа его названию.
1. Выразительное чтение произведения.
2. Беседа после чтения:
-Мы прочитали книгу целиком.
-Кто это изображён на иллюстрации?
-Почему он летал над домами? Над улицей?
-Где он живёт? Откуда вы об этом узнали?
-О каких его проделках вы знаете? Откуда?
-Почему все дети названы по именам, а Малыш – нет. (Он самый обыкновенный мальчик, неважно как его зовут)
- Как выглядит совсем обыкновенный мальчик?
-Если малыш совсем обыкновенный, то Карлсон во всём необычен. Расскажите о нём.
-Расскажите, как познакомились Малыш и Карлсон?
-Что мы узнали о Карлсоне из книги?
Правильно, мы узнали черты характера.
-Вы поняли, в какие минуты появился Карлсон в жизни Малыша? А у вас бывают такие минуты?
-Что мы посоветуем детям делать в минуты одиночества? (фантазировать мечтать)
Вернёмся к сказочным повестям.
-Чему учит нас повесть «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»?
(фантазировать мечтать)
3. Представьте себя на месте Малыша, пофантазируйте и расскажите, как бы вы вели себя на его месте?
Выполнение творческих заданий.