татьяна морозова
Сценарии литературных вечеров «Путешествие в страну Чуконаду»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Путешествие в страну Чуконаду
Ведущий: Я приглашаю вас в необычное путешествие в неизвестную страну Чуконаду. А человека, который создал эту страну, дети с великой нежностью называли Чукоша. Для своих маленьких друзей он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадным, щедрым на ласку, всегда имевшим про запас для каждого ребенка шутку, смешную присказку, доброе слово, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.
Наверное, вы догадались о ком речь? О детском поэте и писателе Корнее Ивановиче Чуковском.
Публикация «Сценарии литературных вечеров „Путешествие в страну Чуконаду“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Если бы он был жив, ему бы исполнилось135 лет. Настоящая фамилия и отчество писателя – Николай Васильевич Корнейчуков, а Корней Иванович Чуковский - его псевдоним (не настоящее, а выдуманное имя).
Детство писателя прошло в Одессе. Чуковский окончил лишь пять классов, когда был исключен из гимназии по причине низкого происхождения, мать Чуковского была простой прачкой (стирала белье). В 16лет он ушел из дома, чтобы «не сидеть на шее» у матери. На жизнь он зарабатывал тогда в артели маляров, крася крыши и заборы, еще учил английский язык по самоучителю и запоем читал книги.
Корней Иванович был всегда жизнерадостным человеком. И хотя он родился 31 марта, день рождения свой он отмечал 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днем шуток, веселья и смеха.
Всю его жизнь вокруг него, не смолкая ни на миг, слышалась звонкая детская речь. «Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться!» - писал К. И. Чуковский. Свою книгу «От двух до пяти» он посвятил детям. (Чтение отрывков) Презентация
Лялечку побрызгали духами:
- Я вся такая пахлая,
Я вся такая духлая.
И вертится у зеркала.
- Я, мамочка, красавлюсь!
- Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала.
Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки.
Варя, двух с половиной лет, первая заметила его.
- Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она.
Хвастают, сидя рядом на стульчиках:
- Моя бабушка ругается все: черт, черт, черт, черт.
- А моя бабушка все ругается: гошподи, гошподи, гошподи, гошподи!
Юра с гордостью думал, что у него самая толстая няня. Вдруг на
прогулке в парке он встретил еще более толстую.
- Эта тетя заднее тебя, - укоризненно сказал он своей няне.
Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
- Бабушка! Ты моя лучшая любовница!
- Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
- Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.
- Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.
Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:
- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!
Не меньшую радость приносят нам стихи Корнея Ивановича. Ребята, вы, наверно, согласитесь со мной, что стихи К. И. Ч. удивительно легко запоминаются, «сами лезут с языка», как говорят дети. И мы с вами убедимся в этом:
1. Тимофей Х. «Робин Бобин Барабек»
2 Бутерброд -Максим Е.
3. Егор Баланин «Котауси и Мауси»
ВЕД. : Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием.
К. И. Ч. писал: «Всегда, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной врача, - я, чтоб не тратить попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».
А сейчас, ребята, вам надо потрудиться. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.
БЕРЕГИСЬ:
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)
ЧУДЕСНЫЕ КОНИ:
Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (Коньки и лед)
ЗУБАСТАЯ ЗАГАДКА:
Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей! (Расческа)
Лежу я у вас под ногами,
Топчите вы меня сапогами,
А завтра во двор унесете меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне. (Ковер)
ЧУДЕСНЫЙ ДОМ:
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок)
Ведущий: Малыши младшей группы покажут нам сказку «Цыпленок»
Инсценировка сказки «Цыпленок»
Ведущий: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал, и чтобы хоть как-то отвлечь его, Корней Иванович начал приговаривать:
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил, Крокодилович. (Слайд)Показать книгу
Вед. : Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее слово в слово. Так родился знаменитый «Крокодил»
Может быть, этот единственный случай не имел бы никакого значения в жизни Корнея Чуковского, если бы не произошел другой похожий случай. Однажды Корней Иванович работал в своем кабинете, он писал статью в журнал и вдруг услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр». Показать книгу
А уж потом было множество других сказок и стихов. Сегодня произведения Чуковского инсценируют в детских театрах, по их мотивам создают мультфильмы, детские музыкальные оперы, они переведены на многие языки народов мира.
Ведущий:
Дети, а что еще необычного вы заметили в произведениях Чуковского?
- «Имена героев». Да, Корней Иванович был настоящим выдумщиком и фантазером, придумывал необычные и забавные имена своим главным героям, например Мойдодыр. Вслушайтесь в звучание этого слова: Мой-до-дыр. Из каких слов оно состоит( «Ответы»). А Айболит? Почему автор так назвал своего героя? От каких слов произошло это имя?
(Звучит аудиозапись «Жужжание мухи» (кассета «Звуки окружающей среды»).
Ведущий: Дети, слышите этот звук? Как вы думаете, какому сказочному персонажу Чуковского он соответствует? (Мухе-Цокотухе).
Чуковский рассказывал про себя: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улицу и бессмысленно радуешься всему, что видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.
Один такой день я помню -29 августа 1923года. Чувствуя себя человеком. Который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив како-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую песенку о мухиной свадьбе»_(Показать книгу «Муха-цокотуха»)
А сейчас вам дети средней группы покажут сказку «Муха-Цокотуха».
Показ сказки «Муха-цокотуха»
Вед. : Путешествие наше не заканчивается. Мы еще встретимся с другими героями сказок К. Чуковского.
2. Продолжение путешествия в страну Чуконаду.
Дорогие ребята и гости! Сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие в страну Чуконаду. А чтобы наш праздник начался, мы должны все вместе вспомнить слова и название одной из сказок писателя. Сейчас я буду вам читать начало строки, а вы — громко досказывать конец. Готовы? Начали.
А у наших у ворот
. (Чудо-дерево растет).
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Ни листочки на нем,
Ни цветочки на нем,
. (А чулки да башмаки,
Словно яблоки)
Ведущий. Молодцы! Кто может сказать, как называется эта сказка?
Выслушиваются ответы детей и родителей.
Ведущий. Правильно, эта сказка называется «Чудо-дерево». Давайте еще раз вспомним, что же растет на Чудо-дереве?
Выслушиваются ответы детей.
Ведущий. Давайте превратим наше дерево в Чудо-дерево.
1. Проводится игра «Чудо-дерево».
Детям раздаются вырезанные из цветной бумаги образцы одежды и обуви (блузка, юбка, брюки, шорты, купальник, перчатки, шапка, рукавичка, бант, футболка, валенок, ботинки, сандалии, туфли, сапоги и т. д.) Задача детей — выбрать из предложенных вещей только обувь и прикрепить ее на макет дерева.
Ведущий. Посмотрите, у нас получилось настоящее сказочное Чудо-дерево.
Ведущий. Замечательно! Отправляемся в следующую сказку. А что это будет за сказка, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок, и медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор… Айболит.
Вбегает Айболит.
Айболит: Помогите мне, ребята, спасти маленьких больных зверей
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать,
Мы хотим как поросята, хрюкать!»
Из какой это сказки?
Дети: «Путаница»
Айболит:
Правильно, в этой сказке все перепуталось. И у нас, ребята, все животные запутались, кто из них дикие, а кто домашние.
Давайте им поможем.
Возьмите картинку животного и прикрепите рядом с домом домашних животных, а рядом с деревом - диких.
Игра «Домашние и дикие животные»
Айболит: Спасибо, ребята, вы помогли мне спасти животных.
А из вас, ребята, никто не болеет?
Чтобы не болеть, надо заниматься физкультурой. Давайте разомнемся.
Физминутка. ?
Айболит:А теперь мне надо спешить, я получил телеграмму от гиппопотама.
До свидания, ребята!
Ведущий: Спасибо, Айболит!
Но посмотрите, кто-то оставил под чудо-деревом корзину. Давайте посмотрим, что в ней лежит.
Дети по одному предмету вынимают из корзины и выкладывают на стол:
– блюдце;
– денежка;
– мыло;
– мочалка;
– телефон.
Ведущий: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, из каких сказок эти предметы?
Ответы детей:
– Блюдце из сказки «Федорино горе»,
– Денежка из сказки «Муха -Цокотуха»,
– Мыло и мочалка из сказки «Мойдодыр»,
– Телефон из сказки «Телефон».
- Градусник из сказки «Айболит»
А в нашей волшебной корзине осталось одно задание для каждого из вас. На столах лежат конверты. В них разрезные картинки. Вам необходимо их собрать и назвать, из какой сказки эта картинка.
Дети собирают картинки, называют сказку.
Ведущая: Хорошо у вас получилось. А я знаю одну хозяйку. Уж не хозяйка, а горе луковое! Ленивая, сил никаких нет! Если ляжет спать, так весь день проспит. А грязнуля, посмотрите сами!
Выходит грязная, неумытая Федора.
Федора: (идёт еле-еле, зевает).
Я посуду бы помыла,
Только ручек не поднять.
Я бы щей себе сварила,
Только хочется поспать.
Крошек много на столе,
(Хватается за живот)
Что-то очень плохо мне!
(Берётся за голову).
Ой, болит голова!
Да, наверно, я больна!
(Ложится на лавку, укрывается лоскутным одеялом).
Ведущая: Как же Федоре не стыдно! Легла спать, а пол не метён, на столе крошек полно, в углу паутина. Даже посуда обиделась на Федору!
Выходит дети с изображением посуды на груди.
Чашка: Сколько можно? Мы не мыты!
Ручки все с боков отбиты!
Ложка: Я вся в масле и вся в саже,
Блеска нет на ложке даже.
Тарелка: И меня она не мыла,
О тарелке позабыла!
Нож: Я не режу, затупился,
В железяку превратился!
Блюдце: Ах, мы бедная посуда!
Жить с Федорой очень худо!
Утюг: От Федоры мы уйдём,
Опустеет старый дом!
Посуда уходит.
Ведущая: Интересно, ребята, а кто же остался с Федорой?
Под маршевую музыку в зал входят мальчики-тараканы, проходят по залу, останавливаются.
Федора просыпается, хватается за веник и хочет вымести их из дома, но тараканы бегают вокруг неё.
Федора: Тараканов я метлой,
Выметайтесь-ка долой!
1 таракан: Будем мы с Федорой жить,
Не хотим мы уходить!
2 таракан: Сколько крошек на столе!
Хватит тут тебе и мне!
Тараканы садятся около печи.
Федора: (обращается к детям).
Вы Федоре помогите,
Бедную, меня спасите.
В доме жить они хотят,
Видите, в углу сидят!
Ведущая: Как такой беде помочь? Неужели они сильнее, чем мы? Сейчас мы их поборем.
Соревнование «Перетягивание каната»
Дети выигрывают у тараканов, и Федора выметает прусаков.
Ведущая: Федора, неужели тебе хочется быть такой замарашкой?
Федора: А кто мне поможет? Кто научит меня быть аккуратной?
Ведущая: Ребята, давайте научим Федору быть чистой и аккуратной.
Дети соглашаются.
Ведущая: Тогда нам надо позвать на помощь ещё одного известного героя сказки Корнея Чуковского – Мойдодыра.
Дети: Мойдодыр!
Под весёлую музыку входит Мойдодыр.
Мойдодыр: Я – великий умывальник,
Мойдодыр меня зовут!
Рад прийти я к вам на праздник,
Но что у вас случилось тут!
Дети рассказывают про Федору.
Мойдодыр: Ты, Федора, разленилась,
Утром рано не умылась,
Косоньку не заплела,
Со стола не убрала!
Чёрен пол и чёрен стол,
И нестиранный подол.
Федора: Так научите, как всё делать надо!
Мойдодыр: Э нет, Федора Егоровна!
Сначала надо тебя отмыть и очистить от грязи.
(Обращается к детям)
Мойдодыр: Вот мочалки вам, берите,
Да бока Федоре трите.
Геля, мыла не жалейте,
Тёпленькой воды подлейте.
Дети уходят с Федорой….
Мойдодыр: Вот и стала ты опрятна,
И красива, и приятна!
Федора: Я таперича много умею,
Что вела себя так, сожалею!
Вы мне, старой, помогите,
Чашки, ложки воротите,
И кастрюлю, и метлу,
А без них я пропаду!
Федора:
Я прошу прощения
У моей посуды.
Никогда грязнулей
Больше я не буду,
Ах, вернитесь, милые,
Я вас очень жду!
Ведь без вас, любимые,
Жить я не могу!
Мойдодыр: Ребята, давайте позовём посуду.
Дети зовут посуду.
Мойдодыр: Чашки, ложки и тарелки, простим Федору?
Дети - посуда прощают Федору и обещают напоить и накормить.
Федора рада, обнимает посуду.
Федора: Поплясать вы выходите, всех гостей повеселите!
Использованная литература :
1. Интернет-ресурсы
2. Цымбалюк Т. Р. Творческий опыт работы с книгой. Библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия, издательство «Учитель», Волгоград, 2010