Ольга котенёва
Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе «Слоговой анализ и синтез»
▼ Скачать +Заказ
Слоговой анализ и синтез
Котенёва Ольга Конмтантиновна.
План - конспект
подгруппового
логопедического занятия на тему :
«Слоговой анализ и синтез слов».
Учитель – логопед МБДОУ д/с №2
Г. Кинешмы, Ивановской обл.
Публикация «Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе „Слоговой анализ и синтез“» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Цели: 1. Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза, развивать умение определять количество слогов в слове, составлять слова различной слоговой структуры. Закрепить знания о слогообразующей роли гласных звуков. Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов. 2. Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным количеством слогов, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной и тонкой моторики. 3. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.
Оборудование: Магнитная доска с наборным полотном, карточки с различным количеством кружков – «монеток», предметные картинки по теме «Игрушки», карточки с индивидуальными заданиями, карточки со слогами.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
-Ребята, назовите гласные первого и второго ряда.
2. Слогообразующая роль гласных звуков.
а)Вывешивается наборное полотно, на нём слоги :
мон, ли, но, ки, хал, ва.
Дети читают их хором. Затем я читаю стихотворение:
Что за ли? Что за мон?
Никакого в звуках смысла!
А как скажут «лимон» -
Сразу станет кисло – кисло!
Что за ки? Что за но?
Людям вовсе неизвестно!
А как скажут «кино» -
Сразу станет интересно!
Что за хал? Что за ва? –
Вот ещё одна загадка.
А как скажут «халва» -
Сразу станет сладко – сладко!
Из слогов наборного полотна составляю слова.
б)Раздаю детям карточки со слогами :
МА, ША, ТЫ, КВА, СО, ВА,
- Сейчас будьте внимательны! Я прочитаю вам «Весёлые рифмы», а вы должны составить новые слова из карточек, которые вы получили.
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог
МА и ША (запомни, МАША)
К нам явилась на урок.
Дети составляют слово МАША из карточек и читают его хором.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай СОВА.
Дети составляют слова ТЫКВА и СОВА из карточек и читают их хором
C :\Users\ASUS\Desktop\фото\P1000688.JPG
Все читают по слогам.
МА – МА МЫ – ЛА МИ – ЛУ МЫ – ЛОМ. Хором
МА – ША ВА – РИТ КА – ШУ НАМ с плаката.
Сколько в слове гласных – Дети
Столько и слогов, повторяют
Это знает каждый из учеников. хором.
- Назовите ещё раз все буквы, обозначающие гласные звуки.
в) Выставляю на доску наборное полотно с картинками:
СЛОН, ШКОЛА, МАШИНА, ГРИБ, РАКЕТА, ГРУША.
- Откройте тетради и запишите названия картинок, выделите гласные красной пастой, показав количество слогов в словах с помощью чёрточек.
г) Дидактическая игра:
- Ответьте на вопросы:
1. В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов? Придумайте такие слова.
2. В слове 3 согласные и 3 гласные. На сколько слогов можно разделить это слово? Приведите примеры таких слов.
3. В словах КЛЁН и КЛОУН по3 согласных звука. А сколько слогов в каждом слове и почему?
4. В слове КОТ – 3 звука и в слове МЯУ – 3 звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему.
д)Составление слов из слогов :
В логопедической группе дети изучали слоги. Придя домой, Вова решил поучить своего пятилетнего братишку читать. Он написал на карточках слова, разрезал их на слоги, а, потом, предложив брату составить слова, пошёл гулять Когда Вова вернулся, то увидел, что малыш всё перепутал. Теперь они вдвоём не могут составить ни одного слова. Помогите им, ребята, составить слова из слоговых карточек. На ковре карточки:
БУЛ, НО, КА, ОК, БЕЛ, РА, РА, КА, КИ, ТА, КЕ, ЦА, КУ, РИ.
Дети составляют слова:
БУЛКА, БЕЛКА, РАКИ, РАКЕТА, КУРИЦА, ОКНО.
C :\Users\ASUS\Desktop\фото\P1000682.JPG
е)Физкультминутка.
-Показываю детям по одной картинке с изображением животных (лиса, собака, носорог, баран, корова, жираф, бегемот, коза)
Посмотрите на картинку, произнесите её название и хлопните 2 раза, если в её названии 2 слога или топните 3 раза, если в её названии 3 слога.
ё)Магазин «Игрушки» - игра.
- Ребята, сейчас мы с вами совершим экскурсию в магазин «Игрушки». Я буду продавцом, а вы покупатели. На столах кошельки, а в кошельках купюры с наклеенными монетами, возьмите их. Вы можете купить те игрушки, в названии которых столько же слогов, сколько монет на купюрах.
На наборном полотне картинки с изображением игрушек: барабан, дудочка, лошадка, мяч, кукла, бубен, кубики и т. д.
C :\Users\ASUS\Desktop\Новая папка\100_PANA\P1000673.JPG
ж)-Ребята, сейчас каждому из вас я дам по карточке. На ней написано по одному слову, у каждого своё. Вы должны в этом слове обвести красным карандашом буквы, обозначающие гласные звуки, разделить его на слоги, поменять слоги местами и записать слова парами.
РАДЫ – ДЫРА; НАШИ – ШИНА; НАСОС – СОСНА; КАБАН – БАНКА; НОРА – РАНО; КАКОЙ – КОЙКА; КАЧАЙ – ЧАЙКА; ЖИЛЫ – ЛЫЖИ; КАМЫШ – МЫШКА; НАВЕС – ВЕСНА.
Проверка выполненной работы.
з)Слог потерялся.
Рыдают буквы в каждой строчке:
- От наших слов одни кусочки.
У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало.
Но если вы его найдёте,
-ЖИК, -ЗИНА, -ТИК, -ПУС, -МУШКА; (КОР)
-ТИНА, -ТОШКА, -ТА, -МАН, -ТОН; (КАР)
3. Итог занятия.
-Ребята, вы справились со своими заданиями, вы умеете делить слова на слоги и составлять из слогов слова, а это значит, что, когда вы осенью придёте в школу, то легко справитесь с заданиями учителя и получите хорошие оценки.
Чему вы научились на занятии?
Как узнать, сколько слогов в слове?
Придумайте слова, состоящие из одного, двух, трёх слогов.