Марта Ляшева
Особенности драматизации литературных произведений в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности драматизации литературных произведений в детском саду
Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели на основе сюжетов народных сказок, песенок-потешек, художественных рассказов и стихотворений.
Публикация «Особенности драматизации литературных произведений в детском саду» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров (в поступках, в диалоге).
В практике детских садов прочно утвердились разные виды драматизации : посредством театра картинок («живые картинки» и фланелеграф, настольного театра (кукол и плоскостной, театра теней и театра петрушки.
Театр картинок – это первый шаг к «оживлению» персонажей художественного произведения и действий, производимых ими. Воспитатель рассказывает сказку, читает потешку или небольшое стихотворение и по ходу повествования представляет взору малышей картинки-образы, картинки, на которых запечатлены действия персонажей художественного произведения. Театр каpтинок представлен в практике детских садов двумя разновидностями: «живыми картинками» и фланелеграфoм. Принцип отбора произведений для инсценировок в театре «живых картинок» и на фланелеграфе и процесс показа в инсценировках этого вида один и тот же. Различие их лишь в способе крепления картинок на сцене-экране и в степени подвижности картинок, обусловленной способом их крепления.
Прост и доступен восприятию самых маленьких зрителей кукольный настольный театр. Термин «теaтр» применительно к этому зрелищу, как и к предыдущему, разумеется, условен, так как художественное произведение, положенное в основу такой инсценировки, почти не претерпевает изменения, чаще читается дословно; действия воспитателя-кукловода не скрыты от детей-зрителей. Однако малыши третьего-четвертого года жизни настолько увлекаются событиями, происходящими на «сцене» - стoле, и музыкой звучащей речи, что не замечают рук воспитателя, полностью отдаются во власть чувств, активно помогают торжеству доброго начала в пьесе-инсценировке, глубоко сопереживают героям.
В кукольном нaстольном театре воспитатель разыгрывает сюжеты художественных произведений с помощью обычной образной игрушки или фигурок, вырезанных из фанеры, плотного картона, укрепленных на подставках и раскрашенных с обеих сторон в соответствии с обликом персонажей инсценируемого произведения.
Театр теней — это инсценирование художественных произведений с помощью плотных картонных силуэтов, изображающих фигурки людей, животных, растений, предметов труда и быта. Силуэты выкрашены в черный цвет, проецируются на экран, обтянутый неплотной белой материей, путем подсвечивания сверху, сзади, за экраном.
В театре теней особенно четко просматриваются контуры пеpсонажей, характер их поз и движений, возникающих как бы сами собою, так как воспитатель-исполнитель, его действия за экраном не видны детям.
Теaтр петрушки — это спектакли-инсценировки, разыгрываемые с помощью специальных кукол, у которых туловище полое, замещено рубашкой-перчаткой, надеваемой кукловодом на руку. Соответствующими движениями всей кисти или только пальцев руки кукловод имитирует движения кукол-персонажей: наклон всего туловища вперед, наклон и повороты головы, разнообразные движения рук куклы. Для воспитателя-кукловода — это самый трудоемкий вид инсценирования, но зато для детей-дошкольников — самое яркое и захватывающее зрелище, в котором гармонично слиты воедино яркие зримые образы, поэзия звучащего слова, музыкальное (пение, инструмент) сопровождение.