Шпота Екатерина
Анализ образовательных программ для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шпота Е. Ю.
Авторская справка
Шпота Екатерина Юрьевна
«Московский гуманитарный институт», г. Москва, Россия
shpota-76@mail.ru
Аннотация: в статье рассматривается анализ образовательных программ для дошкольных учреждений
Публикация «Анализ образовательных программ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: образование, дошкольная программа, дети дошкольного возраста.
ANALYSIS OF EDUCATIONAL PROGRAMS
FOR CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Shpota E.Y.
Author’ help
Shpota Ekaterina Yurievna
«Moscow Humanitarian Institute», Moscow, Russia
shpota-76@mail.ru
Abstract: the article deals with the analysis of educational programs for preschool institutions
Key words: education, preschool program, preschool children.
В современной российской системе дошкольного образования лежат в основе такие принципы как динамизм, различная вариативность организационных форм, гибкое реагирование на возникающие потребности общества и личности, характеризующиеся появлением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей дошкольного возраста и многообразием педагогических услуг [2].
Из числа условий, оказывающих влияние на эффективность и качество образования детей в дошкольных учреждениях, основная значимость принадлежит образовательной программе. Она как ориентир творческой деятельности воспитателей, а именно: устанавливает содержание образовательного процесса в ДОУ, отображает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, определяет границы его содержания по всем основным направлениям развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации образовательной программы устанавливаются вид и категория ДОУ.
Современное дошкольное образование и наличие в нашей стране разнообразных видов ДОУ подразумевает значительную вариативность в применении образовательных программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования [2].
Основные образовательные программы дошкольного образования гарантируют нужный и достаточный уровень образования для всестороннего развития дошкольника.
Полноценное единство образовательного процесса может быть достигнуто не только путем применения в дошкольном учреждении одной основной программы, но и способом квалифицированного подбора специализированных программ, где каждая из программ включает одно или несколько направлений развития ребенка.
В связи с тем, что последние годы в нашей стране возникают новые виды дошкольных учреждений для детей, которые носят воспитательно-образовательный характер и разнообразие педагогических услуг, таким образом, помимо государственных детских садов появились негосударственные.
Значительная часть дошкольных учреждений направлена на решение задач общего развития детей, однако уже появились такие учреждения, в которых стоит цель на ранее развитие специальных способностей детей дошкольников (например, в центрах с эстетическим уклоном, дошкольных группах и детских садах, образованных при школах и т. п.); формирование дошкольных групп, с действующим двуязычием; инклюзивное воспитание детей (воспитание здоровых детей вместе с детьми с некоторыми проблемами физического развития). Это связано с увеличением запросов родителей, так и с преобразованием в самом школьном образовании.
В данной статье мы сделаем краткий анализ таких образовательных программ дошкольного образования как «Детский сад по системе Монтессори», «Вдохновение» и «Диалог» [1].
Образовательная программа для ДОУ «Детский сад по системе Монтессори» под редакцией Е. А. Хилтунен [1], разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Педагогическая система Марии Монтессори является саморазвитием детей в дидактически подготовленной среде. Тем самым, это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений, где целью ДОУ является организация оптимальных условий для развития ребенка дошкольного возраста и адаптации его в обществе [3]. В данной программе роль педагога в группе, совершенно отличается от роли традиционных воспитателей. Его задача направлять, иногда помогать и отмечать достижения воспитанникам, а сам ребенок действует самостоятельно.
Образовательная программа «Вдохновение» под редакцией И. Е. Федосовой [1] разработана в соответствии с ФГОС ДО. Особенность ее в том, что целью данной программы – «вдохновлять!», то есть только воспитатель, который может воодушевлять своей работой, пробуждать в ней смысл и производить ее с удовольствием и тем самым, может построить полноценный, качественный образовательно-воспитательный процесс своим воспитанникам. Именно вдохновение преподносит воспитателям профессиональную свободу и компетентность, формирует продуктивную основу для повышения своего профессионального уровня. Программу можно применять в зависимости от конкретной ситуации и месторасположения дошкольного учреждения, специфики состава детей и их семей.
Образовательная программа «Диалог» под редакцией О. Л. Соболевой, О. Г. Приходько [1]. Настолько осовременена, что соответствует недавнему времени, формирует благоприятный режим социализации новых поколений, отталкивается от стратегии сохранения культурного многообразия и единства культуры, устремлена на подготовку подрастающих поколений к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ, а также девиз этой образовательной программы: «Мы разные, мы равные, нам интересно вместе!» [1].
Таким образом, краткий анализ образовательных программ дает нам возможность понять – на сколько различны бывают данные программы для выбора современными ДОУ, начиная с самостоятельности самих детей, где воспитатель только как помощник, заканчивая, воспитателем, который является центром воспитательного процесса, т. е. вдохновителем, а также программы, где они настолько осовременены, что подразумевают сотрудничество мирового масштаба. Тем самым можно заключить, что на сегодняшний день достаточно большой выбор образовательных программ для реализации дошкольным учреждениям, отвечают насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, содействуют достижению стабильных высоких показателей развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Навигатор образовательных программ дошкольного образования. http://www.firo.ru/?page_id=11684
2. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М. : ЭКСМО, 2014. – 298 с.
3. Хилтунен Е. А. Практическая монтессори-педагогика. М. : АСТ, 2010. 400 с.
Данные автора:
Шпота Екатерина Юрьевна, студентка 3 курса направления подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования», АНО ВО «Московский гуманитарный институт», г. Москва, Россия