Лазарева Елена
Интеграция образовательных областей как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей,
как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Интеграция образовательных областей как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется.
Одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать гармоничную личность, является развитие познавательной активности дошкольников.
Эта проблема, потребность в которой возрастает связи с введением государственного стандарта дошкольного образования, где обозначены перспективы полноценного развития личности дошкольника, в том числе и познавательного развития, является основополагающим фактором работу ДОУ.
Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила и планировать свои действия. Все вышеперечисленное является показателями развития познавательной активности ребенка.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста в русле изучаемой проблемы мы понимаем интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении детей к познанию предметов рукотворного мира, в их эмоциональной отзывчивости, творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира для общественного блага.
Интеграция как важный принцип осуществления воспитательно-образовательной работы с дошкольниками совершенно необходима. Она обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость всех образовательных направлений и областей; позволяет понять целостную картину мира, которая заключается во взаимосвязи всех предметов, явлений, событий.
Дошкольный возраст характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творческие и умственные способности, а также учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
Поэтому, необходимо создавать педагогические условия для развития познавательной активности посредством интеграции образовательных областей.
Для этого нужно:
1. Формировать любознательную и познавательную мотивацию.
2. Развивать воображение и творческую активность.
3. Знакомить детей с разнообразными изобразительными средствами для создания художественных образов.
4. Развивать творческие возможности детей, поощрять проявление фантазии.
5. Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста непосредственно связано с использованием интеграции разнообразных видов детской деятельности: игровая, продуктивная, исследовательская, проектная, художественно-творческая (изобразительная, конструкторская, театрализованная, музыкальная, речевая, включающая разучивание стихотворений, сочинение сказок, творческих рассказов).
Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты.
Использование принципов интеграции помогает сделать обучающие занятия интересными, стимулируют дошкольников проявлять инициативу, выстраивать логические цепочки, активно познавать окружающий мир, находить причины и следствия событий и поступков, планировать свои дальнейшие действия, активно общаться