Приложение МААМ

Методический материал «Анализ индивидуальных способностей детей дошкольного возраста»

Тамара Степаненко
Методический материал «Анализ индивидуальных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВНОГО

СЛОВАРНОГО ЗАПАСА»

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.

Таблица. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса

младшего школьника

№ п/п Фиксируемые признаки речи Частота употребления этих признаков ребёнком

Публикация «Методический материал „Анализ индивидуальных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1 Существительные

2 Глаголы

3 Причастия

4 Деепричастия

5 Прилагательные в начальной форме

6 Прилагательные в сравнительной степени

7 Прилагательные в превосходной степени

8 Союзы

9 Предлоги

10 Частицы

11 Однородные члены предложения

12 Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

13 Сложные предложения, соединё нные подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

14 Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т. п.

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Оценка результатов:

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8–9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6–7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6–7 разных признаков.

Оценка в 4–5 баллов ему дается за присутствие в речи 4–5 разных признаков.

2–3 балла – в речи присутствуют 2–3 признака.

0–1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1–2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий.

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

МЕТОДИКА "Назови слова"

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8–9 баллов – ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6–7 баллов – ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4–5 баллов – ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2–3 балла – ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0–1 балл – ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

МЕТОДИКА"ВЫЯСНЕНИЕ ПАССИВНОГО

СЛОВАРНОГО ЗАПАСА"

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда "велосипед" и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. К примеру, если он ранее услышал слово "велосипед", то из второго ряда должен будет выбрать слово "самолет", составляющее с первым понятие "виды транспорта" или "средства передвижения". Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова "автомобиль", "автобус" и "мотоцикл". Если с первого раза, т. е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять,

шершавый.

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Замечание:

Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. К примеру, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда "велосипед" ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова "самолет" и "автомобиль", то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: "Итак, мы с тобой уже нашли слова "велосипед", "самолет" и "автомобиль", которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом".

Оценка результатов:

Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8–9

баллов.

Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает 6–7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его

итоговый показатель в баллах будет равен 4–5. И, наконец, если ребенку удалось объединить

по смыслу

МЕТОДИКА «РАССКАЖИ ПО КАРТИНКЕ»

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 1 и рис. 2. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 3 и рис. 4. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций

Таблица 1

Схема протоколирования результатов исследования

по методике «Расскажи по картинке»

№ п/п Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования Частота употребления

1 Существительные

2 Глаголы

3 Прилагательные в обычной форме

4 Прилагательные в сравнительной степени

5 Прилагательные в превосходной степени

6 Наречия

7 Местоимения

8 Союзы

9 Предлоги

10 Сложные предложения и конструкции

Оценка результатов:

10 баллов – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

8–9 баллов – в речи ребенка встречаются 8–9 из включенных в таблицу фрагментов речи

6–7 баллов – в речи ребенка встречаются 6–7 из содержащихся в таблице фрагментов речи

4–5 баллов – в речи ребенка имеются только 4–5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи

2–3 балла – в речи ребенка встречаются 2–3 из включенных в таблицу фрагментов речи

0–1 балл – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

меньше, чем 10 слов, то его оценка в

баллах будет составлять не более 3.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий.

4–7 баллов – средний.

0–3 балла – низкий.

Публикации по теме:

Диагностический материал для детей среднего дошкольного возраста по развитию речи Диагностический материал для детей среднего дошкольного возраста Образовательная область «Коммуникация» Развитие речи I. Словарный запас.

Материал по самообразованию «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Проводя работу по самообразованию, тема которой стала: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» очень захотелось поделиться.

Методический материал к тематическому Дню «3 января — День русской матрёшки»Методический материал к тематическому Дню «3 января — День русской матрёшки» Планирование тематических дней в ДОУ занимает немалую часть в работе воспитателя: придумывание и продумывание тем, подбор познавательной.

Методический материал «Коммуникативно-двигательные игры и упражнения»Методический материал «Коммуникативно-двигательные игры и упражнения» .Санаторий для детей с родителями "Солнечный" ,который находится в поселке Перекоп Кировской области прекрасное место для того, чтобы родители.

Методический материал по диагностике социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников О. В. Дыбиной Методический материал по диагностике социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников О. В. Дыбиной. Диагностическое задание.

Методический семинар «ФЭМП у детей дошкольного возраста через использование игровых форм обучения в соответствии с ФГОС» Часть 2 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лукьяновский детский сад» Одесского муниципального района Омской.

Методический семинар «ФЭМП у детей дошкольного возраста через использование игровых форм обучения» (ч. 3) Часть 1 Часть 2 Приложения Список литературы: 1. Азаров Ю. П. Игра и труд. М. : Знание, 2003. 2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга.

Методический семинар «ФЭМП у детей дошкольного возраста через использование игровых форм обучения» (ч. 2) Часть 1 2. Теоретическое обоснование опыта. В качестве основания для формирования начальных математических представлений и понятий П. Я.

Ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью о патриотическом воспитании детей с древних времен, советского периода,постсоветского.

Анализ программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Выступление на РМО воспитателей с темой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Слайд 1 С рождения мы учим избегать опасных объектов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический материал «Анализ индивидуальных способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 мая 2019 в 23:17
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический материал «Анализ индивидуальных способностей детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Степаненко (УИ 94562) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД