Ирина Рябова
Основные направления парциальных программ по физическому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п. 5ст. 14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Публикация «Основные направления парциальных программ по физическому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.
Парциальная программа - это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности. Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду.
Что же это такое и какую цель преследует?
Парциальные программы в ДОУ - это занятия и методики, направленные на развитие мелкой моторики, чистой речи, формирование понимания языка и языковых форм, развитие ассоциативного мышления.
В чём отличие парциальной программы от обычной?
Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду. Чаще всего воспитатели используют целые методики, созданные автором или группой авторов. Детское дошкольное образовательное учреждение может и не использовать парциальные программы дошкольников. Но тогда жизнь ребёнка станет скучной и не наполненной развивающими играми, и занятиями, и он не захочет посещать их. Парциальные программы хороши тем, что описывают уже проведенные другими воспитателями методики и отражают их результаты. В некотором роде подобным программам можно доверять. В любом случае выбор делают руководство и воспитатели детского сада.
В чём смысл парциальной программы?
Парциальные образовательные программы направляют внимание детей на средства обучения и интересные задачи. Приветствуется творческая активность и отдача. В этот уникальный период, когда маленькие дети восприимчивы буквально ко всему в окружающем мире, творческие игры помогут им, как ничто другое. Именно поэтому педагогической деятельности уделяют такое большое внимание.
1. Программа «Физическая культура – дошкольникам» Автор: Л. Д. Глазырина.
2. Программа «Здоровье» Автор: В. Г. Алямовская.
3. Программа «Театр физического воспитания для дошкольников» Автор: Н. Н. Ефименко. Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию — с новой идеологией, философией, методикой. Театр — это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. В программе изменена традиционная структура основных движений. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т. д.).
4. Программа валеологического направления (науки о здоровье — валеологии) «Здоровье с детства» Автор: Т. С. Казаковцева.
5. Программа «Здравствуй!» Автор: М. Л. Лазарев.
6. Узкоспециализированные программа «Старт» Авторы: Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, Л. К. Михайлова.
7. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» Авторы: Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина.
8. Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник». Автор: Ю. Ф. Змановский.
9. Авторская программа по оздоровительно- развивающей гимнастике «Fitness Baby» Курыгиной Н. И., имеющая гриф Министерства образования и науки Саратовской области (2010 год) стала основой осуществления регионального эксперимента по внедрению фитнес – технологии в образовательный процесс ДОУ. В соответствии с этой программой определился методический комплекс фитнес – технологии.
• Круговая тренировка
• Интервальная тренировка
• Ритмическая гимнастика
• «Cardio Class» - кардиотренировка
• «Body Correction»
• «Аeromix»
• «Fitball»
• «Step Class»
• «Mix Dance»
• «Muscle Toning» (упражнения силового характера с отягощениями и весом собственного тела, с использованием дополнительного оборудования).
• «Pilates» (для формирования мышечного корсета, укрепления мышц спины и брюшного пресса в медленном темпе)
• «Body ballet» - комплексы упражнений у гимнастического станка, элементов хореографии, акробатики и пластики.
10. Парциальная программа «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» Автор: И. А. Винер-Усманова, Н. М Горбулина, О. Д. Цыганкова, 2013г. разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и задачами «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в работе дошкольных образовательных организаций Российской Федерации (Протокол N 11 от 28 апреля 2015)
11. Парциальная программа «Я – ГоТОв!» для детей подготовительной группы ДОУ: учебно-методическое пособие / И. В. Новикова, Е. В. Преображенская, И. В. Романова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018 – 28 с.