Надежда Иоселева
Положение «Индивидуальный учет результатов освоения воспитанниками образовательных программ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
413124, Саратовская область, г. Энгельс, ул. имени Маршала Василевского А. М., д. 69
тел. 8 (8453)55-40-43
ПОЛОЖЕНИЕ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»
I. Общие положения
Публикация «Положение „Индивидуальный учет результатов освоения воспитанниками образовательных программ“» размещена в разделах
- Положение конкурса. Образцы положений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном учете результатов освоения воспитанниками основных образовательных программ (далее по тексту - ООП ДО; АООП ДО, хранение информации о результатах в архиве муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №69» ЭМР Саратовской области (далее по тексту - ДОУ) регулирует порядок индивидуального учета результатов освоения воспитанниками образовательных программ, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных, электронных носителях.
1.2. Положение разработано с целью определения порядка проведения процедуры индивидуального учета результатов освоения воспитанниками ООП ДО, АООП ДО.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
• федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
• приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908);
• приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
• постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
• письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
• письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
1.4. Порядок осуществления индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ (далее по тексту – педагогическая диагностика) представляет собой систему организации сбора, обработки, хранения и использования информации об организации образовательной деятельности с воспитанниками или отдельных ее направлений, а также об удовлетворении образовательных потребностей родителей (законных представителей) воспитанников.
1.5. Педагогическая диагностика – это постоянное целевое направление, систематическое отслеживание качества образовательной деятельности, диагностика его состояния на базе систематизации существующих источников информации, специально организованных исследований и измерений.
1.6. Педагогическая диагностика обеспечивает эффективность образовательной деятельности, позволяет судить о состоянии объекта или процесса в любой момент времени.
1.7. Настоящее Положение определяет назначение, цели и задачи, примерное содержание и способы осуществления педагогической диагностики.
1.8. Срок действия настоящего Порядка не ограничен. Данный Порядок действует до принятия нового.
II. Цель и задачи педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – определение степени освоения ребенком ООП ДО / АООП ДО и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие детей дошкольного возраста.
2.2. Для достижения поставленной цели в ходе диагностики решаются следующие задачи:
2.2.1. Организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах деятельности в образовательном учреждении.
2.2.2. Систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности.
2.2.3. Создание механизмов педагогической диагностики на всех уровнях.
2.2.4. Совершенствование технологий информационно-аналитической деятельности.
2.2.5. Координация деятельности всех субъектов образовательного процесса в образовательном учреждении.
2.2.6. Своевременное выявление изменений в функционировании образовательного учреждения и вызвавших их факторов.
2.2.7. Обеспечение администрации образовательного учреждения, родителей (законных представителей) и заинтересованных лиц общественно значимой информацией, получаемой при осуществлении педагогической диагностики.
2.2.8. Оценивание степени продвижения воспитанников в освоении образовательной программы.
2.2.9. Выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка.
2.2.10. Составление, при необходимости, индивидуального маршрута
образовательной работы для максимального развития детской личности.
III. Функции педагогической диагностики
3.1. Информационная:
• возможность получать обратную связь (определить эффективность педагогического процесса);
• возможность выявлять проблемы в освоении воспитанником образовательной программы.
3.2. Стимулирующая:
• повышение профессиональной компетентности;
• побуждение педагогов к проведению самоанализа своего труда.
3.3. Коррекционная:
обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации воспитанников.
IV. Основные направления и виды педагогической диагностики
Диагностика включает в себя следующие направления и виды:
4.1. Адаптация детей к условиям ДОУ (группа раннего и дошкольного возраста).
4.2. Диагностика качества образовательного процесса в раннем и дошкольном возрасте (стартовые, промежуточные, итоговые результаты) осуществляется через отслеживание результатов освоения ООП ДО/АООП ДО.
4.3. Диагностика уровня речевого развития детей ДОУ от пяти до семи лет для дальнейшего направления на ПМПК.
V. Организация проведения педагогической диагностики
5.1. Диагностика качества организации образовательной деятельности и детского развития осуществляется в течение времени пребывания ребенка в ДОУ, определённым Уставом (с 07.00. до 19.00 часов, исключая время, отведенное на сон). Это деятельность в утренние часы, вечернее время.
5.2. Диагностика детского развития осуществляется в соответствии с утвержденным календарным планом – графиком.
5.3. Диагностика качества образовательного процесса (итоговые результаты, детского развития (итоговые результаты) осуществляется один раз в конце учебного года.
5.4. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программ и оценить уровень развития детей, используются: наблюдения за детьми, изучение продуктов детской деятельности (рисунков, лепки, аппликаций, несложные эксперименты, отдельные поручения ребенку, проведение дидактических игр, бесед.
5.5. Форма организации обследования:
• непрерывная образовательная деятельность,
• совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей;
• свободная самостоятельная деятельность.
5.6. Оценка индивидуального развития воспитанников осуществляется учителями - дефектологами, учителем - логопедом, педагогом - психологом, воспитателями всех возрастных групп 3 раза в год года (сентябрь, январь, май, а музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре - 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
В первом случае, она помогает выявить начальные знания, умения и навыки ребенка, а во втором – наличие динамики развития дошкольника.
В январе проводится диагностика с детьми, у которых низкие показатели освоения ООП ДО/АООП ДО; или низкие показатели усвоения раздела, образовательной области программ.
Методологическая основа педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) обеспечивается на основе комплекса диагностических заданий и карт, которые сформированы для оперативного диагностирования степени овладения программным содержанием отдельными детьми и группой в целом.
5.7. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, и лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идёт развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идёт развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
5.8. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (для построения образовательной траектории ребенка или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
В ходе деятельности педагоги могут создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику ребенка и скорректировать свои действия.
5.8.1. Результаты диагностики используются для планирования деятельности педагогов с воспитанниками и предоставляются воспитателями возрастных групп и специалистами старшему воспитателю. В конце года проводится сравнительный анализ усвоения детьми программного материала и на основе этого анализа определяются перспективы деятельности образовательного учреждения на следующий учебный год.
5.9. Диагностика усвоения детьми программного материала оценивается по трехуровневой системе: сформированы, частично сформированы, не сформированы у воспитанников знания, навыки, умения.
VI. Контроль
6.1. Контроль за проведением диагностики образовательной деятельности и детского развития осуществляет старший воспитатель посредством следующих форм:
• проведение текущего контроля;
• организацию тематического контроля;
• проведение оперативного контроля;
• посещение непрерывной образовательной деятельности;
• организацию режимных моментов и других видов детской деятельности;
• проверку документации педагогов.
VII. Функции должностного лица, осуществляющего педагогическую диагностику
7.1. Педагогическую диагностику в ДОУ осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными инструкциями:
• применение различных технологий и методик диагностирования воспитанников, рекомендованных к использованию в работе с детьми дошкольного возраста;
• подготовка к проведению диагностики, при необходимости консультация с узкими специалистами соответствующего профиля;
• запрос информации у сотрудников ДОУ и родителей в соответствии с целью обследования воспитанников;
• оказание или организация методической помощи сотрудникам ДОУ в реализации предложений и рекомендаций по итогам диагностики.
7.2. К компетенции педагогов относится индивидуальный учет результатов освоения воспитанниками ООП ДО, АООП ДО, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носителях.
7.3. Индивидуальный учет результатов освоения воспитанниками образовательных программ осуществляется для каждого воспитанника ДОУ.
7.4. Форма индивидуальной карты развития ребенка принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.
7.5. Индивидуальная карта оформляется в соответствии с утвержденной формой.
7.6. Карта передается в случае перевода ребенка из одной группы в другую.
7.7. В индивидуальной карте развития ребенка отражаются результаты усвоение образовательной программы.
7.8. Данные индивидуальной карты развития ребенка используются педагогами для оптимизации работы с детьми, (планирования индивидуальной работы, построения индивидуальной траектории их развития.
VIII. Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую диагностику
8.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогическую диагностику, несет ответственность за:
• тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
• качественную подготовку к проведению диагностических мероприятий;
• ознакомление с итогами обследования воспитанников соответствующих должностных лиц (в рамках их должностных полномочий, а также родителей (законных представителей) ребенка;
• соблюдение конфиденциальности;
• своевременность проведения диагностических мероприятий;
• качество проведения обследования воспитанников;
• доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников;
• оформление соответствующей документации по итогам проведения диагностических мероприятий.
8.2. Воспитатели групп обязаны:
• ежегодно заполнять на свою возрастную группу индивидуальные карты развития детей;
• проводить мониторинг освоения воспитанниками ООП ДО /АООП ДО в мае текущего учебного периода;
• заполнять сводные листы диагностики освоения ООП ДО/АООП ДО по возрастной группе на конец учебного года и передавать их старшему воспитателю для оформления результатов диагностики воспитанников ДОУ;
• хранить данные по каждому ребенку в архиве учреждения на протяжении всего периода пребывания воспитанника в ДОУ;
• обеспечить возможность родителям (законным представителям) знакомится с ходом и содержанием диагностической деятельности, а также (в индивидуальном порядке) с результатами усвоения воспитанником образовательной программы;
• ежегодно предоставлять отчет на итоговый педсовет об усвоении детьми ООП ДО/АООП ДО;
• на основании результатов диагностики составлять характеристики на воспитанников возрастной группы на конец учебного года.
8.3. Педагог - психолог обязан:
• корректировать, на основе диагностики, рекомендаций ПМПК, отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах воспитанников;
• оказывать помощь воспитателям в проектировании индивидуальной траектории развития ребенка.
8.4. Учитель-дефектолог обязан:
• осуществлять мониторинг усвоения основных направлений АООП ДО воспитанниками;
• на основе полученных данных составлять индивидуальные планы развития ребенка на текущий учебный год;
• оказывать помощь в реализации образовательных программ педагогам ДОУ.
8.5. Учитель-логопед обязан:
• проводить мониторинг состояния речи воспитанников ДОУ;
• оказывать помощь педагогам в организации индивидуальной работы по речевому развитию дошкольников;
• при необходимости направлять детей на ПМПК.
8.6. Инструктор по физической культуре обязан:
• проводить анализ качественных показателей детей по образовательной области «Физическое развитие»;
• оказывать помощь педагогам в организации индивидуальной работы по физическому развитию.
8.7. Музыкальный руководитель обязан:
• проводить мониторинг освоения ребенком основных показателей раздела «Музыкальная деятельность» в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»;
• оказывать помощь педагогам в организации индивидуальной работы по музыкальному развитию дошкольников.
8.8. Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательного процесса ДОУ.
IX. Отчетность
9.1. Педагоги ДОУ заносят результаты наблюдений в диагностические карты по освоению образовательных областей, ведут карты индивидуального развития воспитанников, разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (при необходимости).
В конце года, по результатам проведенных диагностических процедур, сдают сравнительный анализ с выводами и рекомендациями, старшему воспитателю, который обобщает представленные материалы, делает вывод, определяет рекомендации стратегического плана, фиксирует в справке, зачитывает данные на итоговом педагогическом совете ДОУ.
9.2. Родители (законные представители) имеют право знакомиться с индивидуальными результатами усвоения образовательной программы только своего ребенка.
9.3. Диагностический инструментарий, диагностические карты для проведения диагностических и оценочных процедур, хранятся в группе ДОУ, обновляются по мере необходимости.
9.4. Результаты диагностических и оценочных процедур хранятся в каждой возрастной группе и у специалистов.
9.5. Обобщенные результаты диагностических и оценочных процедур хранятся у старшего воспитателя.
9.6. Сводные листы диагностики по возрастным группам хранятся в бумажном и электронном виде в группе и методическом кабинете в течение трёх лет.