Наталья Корытова
Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ коррекционно-развивающего занятия
учителя - логопеда МАУ № 185 Корытовой Н. В.
Занятие проводилось с подгруппой детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Предлоги в, на, под. Зимующие птицы».
Цели занятия : Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение.
Развивать связную речь.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.
Публикация «Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами.
Воспитывать гуманное отношение к природе.
На занятии я выясняла представления детей по теме: «Предлоги в, на, под. Зимующие птицы». Дети вспоминали признаки зимнего времени года. Называли птиц нашего края которые улетают в тёплые края и остаются зимовать. Находили в предложениях маленькие слова (предлоги, которые помогали определить местонахождение предметов. В ходе выполнения заданий у детей развивалось логическое мышление, воображение.
На занятии я использовала различные способы организации детей и обработки учебной информации, что позволило мне постоянно держать внимание детей, развивать у них познавательную активность. Для закрепления ранее усвоенного детьми материала использовала различные задания, в ходе которых были задействованы слуховые, зрительные, двигательные анализаторы.
В связи с тем, что задания были разнообразны и интересны, дети работали продуктивно. Для активизации слабых детей использовала приём повторения материала за более успешными детьми.
Для реализации коррекционной цели я включала в занятие специальные коррекционно-развивающие упражнения :
- для развития мышления (Загадки, «Зимующая – перелётная»
«Подбери однокоренное слово»);
- памяти («Покорми птичку», схемы предлогов)
- внимание («Кто, где спрятался?», «Узнай по описанию».
Использовала задания с опорой на несколько анализаторов : слуховой и зрительный (беседа о зиме, слуховой и двигательный (физ. минутка, для развития мелкой моторики, дыхания, мимической мускулатуры – пальчиковая гимнастика и массаж. Параллельно с коррекционно - развивающими целями решалась и воспитательная цель: воспитывать гуманное отношение к природе, воспитывать умение слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе.
Структура занятия соответствует дидактической цели. Каждый этап занятия был завершён и подчинён общей дидактической цели с поэтапным усложнением заданий.
Для реализации поставленных целей я использовала различные методы и приё мы:
- Осуществлялась постоянная смена видов учебной деятельности детей, что позволяло мне заинтересовать их и удерживать внимание детей на долгое время.
- Введение проблемной ситуации (деревья и птицы замерзают зимой, поэтому надо им помочь: птиц накормить, а деревья укрыть снегом) позволила мне вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям.
- В занятие я включила задания, предполагающие самостоятельную деятельность детей - у детей была возможность самим участвовать в процессе (нарисовать корм в кормушке для птиц).
- Для большей заинтересованности детей, развитие зрительного анализатора, использовала достаточно простые и доступные яркие, красочные наглядные пособия, которые стимулировали также и интеллектуальный компонент. Я считаю, что подобранные игры и упражнения соответствуют возрасту и способностям детей данной подгруппы. Поставленные цели я реализовала и достигла определённого результата.
Сегодня на занятии меня порадовали своими ответами Никита, Илья. Полина,
а Данил обычно активный на занятиях, были застенчив.
Схема действий педагога и детей на занятии.
1. Шум ветра.
Переключение внимания, сосредоточение на новом объекте. Формирование мотива, анализ предстоящих действий.
2. Беседа о зиме.
Сенсорное обследование (включение зрительных, слуховых анализаторов, рождение образа-представления)
3. Схемы предлогов В, НА, ПОД.
Уточнение представлений о местоположении; слуховое, двигательное обследование.
4. Дидактические игры.
Коррекция зрительного восприятия на основе заданий в узнавании, различении и соотнесении понятий и предметов.
5. Работа с карточками.
Развитие логического мышления, внимания, воображения.
6. Результат.
Эмоциональное переживание, удовлетворение результатом. Итог занятия.
Самоанализ занятия
Занятие по формированию грамматических категорий.
«Тема: Предлоги в, на, под. Зимующие птицы».
Цель: Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение.
Развивать связную речь.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.
Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами.
Воспитывать гуманное отношение к природе.
Задача направлена на активизацию психических функций направленные на решение педагогических задач, соответствует возрасту детей их индивидуальным особенностям. Методы, включённые в занятие, выполняли не только учебную, но и развивающую функцию
4. Тип занятия - обобщающее занятие : на котором обобщается и систематизируется знания детей по теме.
5. Использовала наглядные пособия, которые выступали в роли не только эмоционального (развлекательного) фона, но и стимулировали интеллектуальный компонент, активизировали устное высказывания детей и были направлены на решение определённой дидактической задачи.
Оборудование: снежинки; дерево; шапочки с изображением зимующих птиц; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, дерева с дуплом; схемы предлогов в, на, под; карточки с изображением солнышка и снежинки; «кормушки» для птиц; карандаши; кассета с аудиозаписью ветра.
6. Модель занятия :
Организационный момент.
Массаж мимической мускулатуры,
Развитие мелкой моторики, дыхания.
Постановка проблемы
Актуализация опорных знаний и представлений детей
Динамическая пауза
Устные ответы детей
Итог
Психогимнастика.
Структура занятия соответствовала цели; выбранные методы работы ( Наглядные: опосредованное наблюдение. Словесные: обобщающая беседа. Практические: дидактические игры, упражнения.) на каждом этапе, скомбинированы таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей на занятии, реализуя тем самым охранительный режим обучения.
Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой
- включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций
- задания с опорой на несколько анализаторов.
Принцип мотивации к учению достигался через методы
- постановки законченных инструкций
- включение в занятие современных реалий
- создание условий для достижения, а не получения похвалы
- проблемные задания, познавательные вопросы.
8. Дидактические цели занятия реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. В ходе занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а так же развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления.
Поведение детей на занятии в силу их индивидуальным особенностям было организованным, дисциплинированным, заинтересованным, самостоятельным.
Таким образом, чёткая постановка целей занятия, определение его структуры и преемственности этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение их последовательности, учитывая дидактическую функцию наглядности и организующую роль педагога - все эти условия помогли осуществить учебный процесс на занятии с положительным результатом.