Ольга Андрюшина
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование современных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда».
Слайд 1. Актуальность темы: Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в последнее время приобрела статус приоритетного направления развития образования в соответствии с законами РФ «Об образовании (ст. 2; 51)» и ФГОС. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать развитию учащихся и охране их здоровья. Это вызвано тем, что в последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей познавательной активности и учебной мотивации учащихся, ухудшение их здоровья, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Поэтому возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения. Данные технологии стали наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Публикация «Мастер-класс „Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Цель:
- распространение педагогического опыта по применению современных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда.
Задачи:
- показать значимость здоровьесберегающей технологии в процессе учебной деятельности;
- распространить педагогический опыт по применению современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- познакомить педагогов с элементами современных здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
Предлагаю вам ознакомиться с современными и нетрадиционными здоровьесберегающими технологиями, часть которых я использую в своей коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста и детьми начальных классов.
1. Артикуляционная гимнастика. Слайд 2.
Цель: Артикуляционная гимнастика помогает улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, улучшить подвижность артикуляционного аппарата, уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
2. Дыхательная гимнастика. Слайд 3
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания, что считается правильным типом дыхания во время речи. Стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы. Помогает развитию силы, плавности, длительности выдоха.
3. Гимнастика для глаз. Слайд 4
Цель – профилактика нарушений зрения. Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
Упражнения со зрительными стимулами (предметами, с карточками, на больших офтальмотренажерах, расположенных на стене.
4. Двигательные упражнения: Слайд 5
•Речедвигательные упражнения, физминутки, динамические паузы - это сочетание движения с речью.
•Логопедическая ритмика или так называемые упражнения на координацию речи с движением. Содружество двигательных упражнений с проговариванием специальных текстов под музыку дают хорошие результаты в формировании правильной речи.
•Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (направление работы по развитию речи, включают в себя три понятия: био - человек, энергия- сила, пластика – движение). Биоэнергопластика способствует естественному распределению биотоков в организме, развивает способности, память, внимание, мышление, речь, развивает мелкую моторику рук.
•Кинестетические и кинезиологические упражнения – помогают активизировать различные отделы коры головного мозга. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Слайд 6
а) развивают мелкую моторику рук;
б) благотворно влияют на развитие речи;
в) готовят руку к письму.
Это разнообразные пальчиковые игры и упражнения: игры с предметами (карандаши, мелкие игрушки, «Пальчиковые шаги» с использованием схем и предметных картинок, пальчиковый театр, графические упражнения, штриховки, игры с прищепками, сухой бассейн, игры со счетными палочками, шнуровки, использование природного и бросового материала.
6. Массаж и самомассаж. Слайд 7
•Самомассаж ушных раковин, лица и шеи, точечный массаж улучшают движения артикуляционного аппарата, помогают четкому звукопроизношению, делают мимику выразительней, укрепляют защитные силы организма.
•Массаж и самомассаж ладоней с использованием прищепок, массажных мячиков, орехов, шишек, плодов каштанов, зубных щёток, массажного коврика «травка», прибора Су-Джок терапии.
Су-Джок терапия. Слайд 8
В переводе с корейского языка Су- кисть, Джок- стопа.
Массаж воздействует на биологически активные точки, стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Прокатываем шарик Су-Джок с одновременным проговариванием рифмованных текстов.
7. Психогимнастика - это курс специальных занятий (мимика, жесты, пантомимика, эмпатия, тетрализованные игры и упражнения, направлены на профилактику психоэмоционального напряжения, утомляемости, тренировку психомоторных функций, а также на обучение детей навыкам саморегуляции и элементам релаксации. На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций. Слайд 9
•Мимическая гимнастика. Способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощенности.
•Ролевая гимнастика - снятие напряжения, расширение поведенческого репертуара.
8. Релаксация (расслабление) – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение речевого аппарата, мышц рук и ног, шеи. Слайд 10
Релаксирующие упражнения, снимающие напряжение мышц тела, создают положительный эмоциональный и психологический фон, снимают фактор тревожности, стимулируют двигательные функций, способствуют развитию и коррекции сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление, растормаживают речевые функции.
9. Арт-терапия - помогает за несколько минут снять тревогу и стресс, развивает внимание, учит понимать свои чувства и эмоции, расслабляет и улучшает настроение. Стимулирует умственную деятельность. Это технология сочетает в себе развитие моторики пальцев рук, цветотерапию и релаксацию. Слайд 11 К методам арт-терапии можно отнести: рисование, музыку, моделирование с бумагой, лепку, литературное творчество, театрализованные игры, пение, танцы и т. д. Одним из методов арт-терапевтического воздействия считается метод Мандала.
10. Мнемотехника. Слайд 12
В таблицах и мнемодорожках используются пиктограммы (символы – рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса. Овладения приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения составлению рассказа и пересказа, обеспечивает эффективное запоминание стихов и чистоговорок.
11. Сказкотерапия (лечение сказкой) – современная нестандартная технология. Развивает творческие способности, совершенствует взаимодействие с окружающим миром. Слайд 13 Задачи: снизить агрессивность, устранить тревожность и страхи, развивать эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими детьми. Развивает важные речевые и коммуникативные функции, активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, произвольность, связную речь.
12. Цветотерапия (хромотерапия) – терапевтическое воздействие цвета на организм. Это использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (т. е. созерцание цвета в какой-то временной отрезок). Слайд 13
Терапевтическое воздействие цвета на организм, как способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, учит управлять своими эмоциями.
13. Ароматерапия. Слайд 13
Снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект, профилактика ОРЗ и гриппа, повышает работоспособность. Применение ароматерапии как средства оздоровления и восстановления детей способствует поддержанию хорошего настроения, помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна, снять состояние усталости. Все эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье.
Заключение. Слайд 14.
В результате использования здоровьесберегающих технологий, мы ожидаем:
а) благоприятное воздействие на весь организм ребенка;
б) стимулирование речевых зон коры головного мозга;
в) развитие координации движений общей и мелкой моторики;
г) развитие внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.